От «красного пояса» к «библейскому»
«Православные» регионы чаще голосуют за властьРоссийский «библейский пояс» – области Центральной России, в населении которых доля называющих себя православными значительно превышает среднюю по стране, – приходится на ту же территорию, что и «красный пояс» 1990-х, группу регионов, устойчиво голосовавших за коммунистов. К такому выводу пришла в своем исследовании аспирант петербургского подразделения ВШЭ Мария Ухватова. Теперь считающие себя православными голосуют за действующую власть – Владимира Путина и «Единую Россию».
Работа Ухватовой опирается на результаты всероссийского опроса религиозности населения, проведенного в 2012 г. исследовательской службой «Среда» с использованием инструментов ФОМа. Наибольший процент опрошенных, выбравших ответ «Я исповедую православие и принадлежу к РПЦ», обнаружился в Тамбовской (78,4%), Липецкой (71,3%), Нижегородской областях (69,3%) при среднем по стране уровне выбора этого ответа в 41%. Из 10 регионов с самым высоким уровнем жителей, считающих себя православными, семь относятся к классическому «красному поясу» 1990-х: теперь это своеобразный религиозный пояс России. Сегодня это электорат правящей власти, и статистически вероятность голосования за Путина и «Единую Россию» выше у той части считающих себя православными, кто придает большее значение соблюдению обрядов (причастие, молитва, посещение службы), чем христианской общинной жизни (благотворительность, волонтерство и проч.). Именно «обрядовая религиозность» как следование ритуалам способна приносить дополнительные голоса власти, резюмирует Ухватова.
Это удивительное на первый взгляд идейное наследство для «красного пояса» может быть объяснено необычной ролью церкви в конструкции коллективной идентификации. Как писал в 2013 г. социолог «Левады» Борис Дубин, представления людей о религии радикально изменились в промежуток между концом СССР и приходом к власти Владимира Путина: «Если в 1989 г. православие означало – даже для неверующих! – личность, право и свободу, сегодня оно означает присоединение к большинству, пассивность и державу». Сегодня православие для россиян – символ когда-то утраченного «большого целого», коллективного «мы», символ желаемой целостности, церковь представляет здесь государство, иерархию единоначальной власти, венчающей объединенное ею целое, но без потенциальной репрессивности властей. Церковь воплощает безальтернативность и конформизм, свойственные власти, и неудивительно, что в современной России она традиционно выступает на стороне власти, а не общества, как, например, в Польше 1980–1990-х.
Формирование «красного пояса» в1990-е было проявлением остаточной поддержки прежней власти в пику «переменам». Исторически сложившаяся установка на охранение всегда была свойственна югу России, рассуждает профессор ВШЭ Александр Архангельский, она превратилась в самоценность сохранения устоев как таковых: «Было время казачьей верности монархии – хранили верность самодержавию. Укоренился советский строй – стали хранить верность ему. Утвердилось государственное уважение к православию – стали опорой церковной консервации».
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)