Общество ограниченных знаний
Какую цифровую экономику собирается строить РоссияРоссия хочет построить цифровую экономику «как в остальном мире», отгораживаясь при этом от мира в целях безопасности.
Подписанная президентом «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг.» сильно отличается от предыдущей (2008 г.), которая ставила вполне конкретные задачи (обеспечить интернетом 75% населения, довести долю государственных электронных услуг до 100%, а долю электронного документооборота между органами власти – до 70%, обеспечить вхождение России в топ-20 международных рейтингов развития информационного общества – все эти показатели пока не достигнуты). В новом документе конкретики нет, правительству предписано до 1 октября утвердить перечень показателей реализации стратегии и ее план.
Целью стратегии названо «создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний». В этом обществе, с одной стороны, будут обеспечены «права граждан на доступ к информации» и «свобода выбора средств получения знаний», с другой – «приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения», нормы регулирования СМИ и «похожих на СМИ» сервисов. С одной стороны, ставится задача «развития человеческого потенциала», «повышения роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве», «развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций и формирование цифровой экономики», с другой – авторы отстаивают «суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальном сегменте сети «Интернет».
Принятие стратегии стало неожиданностью для экспертного сообщества, говорит Борис Славин из Финансового университета при правительстве. По-видимому, к разработке был приглашен очень узкий круг экспертов, которые писали свои части документа, но задачи грамотно «склеить» эти фрагменты в единое целое перед ними не ставилось.
О том, как найти формулу, эффективно соединяющую стремление к развитию принципиально трансграничных информационных технологий и безопасность, глобальное влияние и национальный суверенитет, развитие информационных технологий и человеческого капитала, думают сегодня во всем мире (с этим, в частности, связано увеличивающееся число юрисдикционных споров между государствами и интернет-компаниями). Но пока способа примирить взаимоисключающие положения не предложено, рассуждения об обществе знаний и равном доступе к информации выглядят красивыми словами, а в глаза бросаются замечания о том, что технологии распространения информации дают преимущество в достижении экономических и политических целей, а потому должны строго регулироваться.
Подождем конкретики, но выстроить инфраструктуру общества знаний в стране, где за отрицание религиозных положений дают 3,5 года условно, – задача нетривиальная.