Депутат без очереди
Как желание парламентариев повысить свой статус демократизирует системуСтремление Вячеслава Володина повысить дисциплину, эффективность работы и влияние Государственной думы привело к тому, что активизировался Совет Федерации во главе с Валентиной Матвиенко. Оба спикера в компании с главами комитетов (думского по госстроительству – Павлом Крашенинниковым и сенатского по конституционному – Андреем Клишасом) внесли во вторник в Думу еще и законопроект о повышении статуса депутатов и сенаторов. В целом этот тренд может действительно повысить статус депутатов всех уровней перед лицом исполнительной власти.
Состав авторов говорит в пользу быстрого принятия законопроекта. Внесенные поправки наделяют региональные парламенты полномочиями заслушивать на своих заседаниях руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, обязывают чиновников всех уровней обеспечивать депутатам Госдумы и сенаторам условия для осуществления их конституционных полномочий, дополняют список должностных лиц, которые должны принимать парламентариев без очереди, чиновниками «государственных органов, не являющихся органами государственной власти» (а к ним относится, например, администрация президента, Совет безопасности, Госсовет, Судебный департамент при Верховном суде).
Раньше местные депутаты могли послушать только губернатора и местных министров – теперь они наконец узнают, какие указания получили и что планируют руководители теруправлений федеральной власти. Депутаты Госдумы и сенаторы получат больший нормативный почет при взаимодействии с властями всех уровней. Можно говорить о том, что запросы представителей думской оппозиции будут более эффективны.
У парламентов нет полномочий, которые позволяли бы контролировать выполнение поручений, но сама по себе необходимость публично отчитываться перед депутатами дисциплинирует представителей исполнительной власти. Как напоминает политолог Екатерина Шульман, практика прямых телетрансляций правительственных часов во Вьетнаме сделала их невероятно популярными у зрителей, увеличив тем самым влияние парламента.
По мнению Шульман, мы имеем дело с предсказуемым в условиях политической турбулентности увеличением роли парламента. Институты, которые в тучные годы выполняли формальные функции, в ситуации сокращения ресурсной базы и доходов бюджета, снижения возможностей власти по покупке лояльности элит и граждан начинают пробуждаться. Спавшие до сих пор институты вроде Совета Федерации и Госдумы начинают бороться за увеличение своего влияния, что объективно работает на демократизацию системы.
Пока можно говорить, наверное, о росте политического представительства некоторых корпоративных групп и региональных элит. Однако даже это отчасти повышает уровень обратной связи для Кремля.