Конец религиозной свободы
«Свидетели Иеговы» как очень удобные экстремистыУдовлетворение Верховным судом иска Минюста о запрете в России «Свидетелей Иеговы» – решение, фиксирующее конец религиозной свободы в России.
По решению суда («свидетели» обещали оспорить его в апелляционной инстанции) ликвидации подлежат признанный экстремистской организацией управленческий центр «Свидетелей Иеговы» и 395 местных организаций. Имущество организации подлежит обращению в доход государства.
Формальным основанием запрета «Свидетелей Иеговы» стали решения региональных судов о ликвидации нескольких местных организаций как экстремистских (на основе экспертиз о признании их литературы экстремистской). Адвокаты оспаривали перенос обвинения на управленческий центр и остальные организации в том числе потому, что управленческий центр не является их учредителем.
Иеговисты пугают общество своим отказом участвовать в выборах, служить в армии и соглашаться на переливание крови – однако все это не нарушает закон, отмечает глава центра «Сова» Александр Верховский.
Участие в выборах – право, а не обязанность, иеговисты соглашаются на альтернативную службу, по закону об охране здоровья граждане вправе отказаться от переливания крови (а в случае с несовершеннолетними Минздрав рекомендует врачам принимать профессиональное решение).
Конечно, под одно из расплывчатых определений экстремизма («пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии») учение «Свидетелей Иеговы» можно подвести – как и учение практически любой религии, в том числе так называемых «традиционных». В 2013 г. Совет Европы рекомендовал России пересмотреть излишне расплывчатые определения экстремизма в законе.
Запрет «Свидетелей Иеговы» означает окончание периода религиозной свободы в России, говорит религиовед Роман Лункин. Теперь сделан выбор в пользу сознательной сегрегации верующих, искусственного разделения их на «традиционных» и «нетрадиционных». Политика властей, вводящая такого рода сегрегацию, призвана культивировать страх. Из религиозных объединений в защиту иеговистов выступил только Союз баптистов России.
Среди выигравших от этого решения – силовики, которые теперь могут улучшить статистику борьбы с экстремизмом. Бороться со 170 000 мирных верующих не в пример проще, чем с реальными террористами или радикалами.
О том, что политика страха, поворот к которой в России произошел в 2012 г., требует все нового «горючего», делая своими мишенями все новые группы, пишет политолог Владимир Гельман. Такая эскалация, однако, приводит к «самозапугиванию» системы, лишая ее способности трезво оценивать происходящее и радикализуя прежде нейтральные группы.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)