Зачем России донецкие паспорта
Много шума малыми средствамиПодписанный в субботу Владимиром Путиным указ о признании Россией документов, выданных властями самопровозглашенных республик на востоке Украины, – эффектный шаг, призванный надавить на Киев и страны Запада. Просчитаны ли последствия – уже традиционный вопрос для российской «дипломатии новостей».
Неофициально в России документы, выданные в ЛНР и ДНР, признавали и раньше. Юридическая проблема в том, что в условиях изоляции со стороны Киева жители Донбасса, у которых истек срок действия украинских документов или которые достигли совершеннолетия в последние три года, не получают украинских документов и оказываются фактически лицами без гражданства. А те, у кого есть украинские документы, испытывают проблемы с фиксацией тех или иных сделок, актов гражданского состояния, получением транспортных, образовательных услуг и т. п. Официальное признание документов, выданных властями самопровозглашенных республик, позволяет таким людям официально въезжать в Россию.
Временный характер признания – до урегулирования ситуации на основании минских соглашений – подчеркивает сигнал Киеву и Западу. Проблема в том, как сигнал будет расшифрован. Москве, вероятно, хотелось бы, чтобы Запад заставил Киев выполнять минские договоренности в московской интерпретации (сначала выборы в ДНР и ЛНР – потом контроль за границей). Однако указ Путина дает Украине и Западу новые политические аргументы в пользу жесткой позиции по отношению к Москве. В Мюнхене на встрече с Петром Порошенко вице-президент США Майк Пенс подтвердил поддержку Украины и необходимость привлечь Россию к ответу за происходящее на юго-востоке страны.
Возможно (этой версии придерживаются многие эксперты), указ Путина стал эмоциональной реакцией на разочарование в позиции новой американской администрации. Политолог Алексей Макаркин считает, что это не так. По его мнению, куда вероятнее реакция на успехи украинских военных под Авдеевкой. Украинские военные медленно восстанавливают контроль в так называемых серых зонах, которые по первоначальным минским договоренностям контролировались Киевом, но с тех пор были заняты повстанцами. Отвечать на это симметрично для России опасно – торг с США находится в активной фазе, в Европе грядут выборы, что заставит европейцев реагировать жестко.
Признание паспортов производит много шума малыми средствами. Разговоры о том, что это шаг к признанию самопровозглашенных республик, едва ли обоснованны. Это поставило бы крест на возможных договоренностях с США, которые вовсе не сняты с повестки дня; кроме того, Россия заинтересована именно в «гибридном» статусе ДНР и ЛНР в составе Украины, а не в независимости.
Эксперт по международным отношениям Владимир Фролов также считает, что Москва отвечает на ползучее наступление Киева, тестируя реакцию Запада и при этом не слишком сильно подставляясь. Но сигнал тревожный: если реакция окажется жесткой, России, возможно, придется отвечать на давление в Донбассе военными средствами.