Тайный советник
Институты успешно сопротивляются практикам новой администрации СШААмериканские институты продемонстрировали высокий уровень сопротивляемости новым практикам администрации Дональда Трампа. Поздним вечером понедельника (ранним утром вторника по Москве) наиболее пророссийски настроенный член команды Трампа – его советник по национальной безопасности Майкл Флинн подал в отставку, проработав в администрации менее месяца. Флинн был вынужден покинуть свой пост, после того как из материалов прослушки спецслужб стало известно, что еще до инаугурации Трампа он, будучи тогда частным лицом без каких-либо полномочий, дал понять послу России в США Сергею Кисляку, что новый президент может отменить только что введенные Бараком Обамой санкции против российских спецслужб за кибератаки на избирательную систему США.
Но причиной отставки стали не столько сами переговоры Флинна с Кисляком за спиной администрации, сколько его ложь: Флинн не сообщил вице-президенту Майку Пенсу, что обсуждал с Кисляком снятие санкций, а позднее дважды отрицал такие переговоры в интервью.
Первая отставка высокопоставленного члена команды Трампа вскрывает серьезные проблемы в работе новой администрации, говорит эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Разговоры о неэффективности новой команды и неподготовленности многих ее членов к высоким должностям теперь получают подтверждение. Флинн не имел права предлагать что-либо российскому послу ни от своего имени, ни от лица администрации, тем более до вступления Трампа в должность, и должен был знать, что все телефонные разговоры с послом РФ записываются ФБР.
Его отставка была неизбежна, в противном случае это бы означало, что он вел переговоры с послом с ведома и по поручению Трампа втайне от действующей администрации США, что, в свою очередь, было бы нарушением закона со стороны Трампа и основанием для импичмента, считает Фролов.
Этот скандал обнаружил слабые места конфронтационного стиля управления Трампа: утечке прослушки Флинна в прессу сильно способствовал конфликт новой администрации с разведсообществом США. Кроме того, решающее значение для отставки Флинна, как пишут американские СМИ со ссылкой на высокопоставленные источники, имел рапорт в Белый дом исполняющей обязанности генпрокурора Салли Йейтс о лжи Флинна и как следствие его уязвимости для шантажа со стороны России. Вскоре после этого Йейтс была уволена за отказ выполнять указ Трампа о беженцах. В Белом доме назвали его «предательством», но, по сути, именно ее предупреждение оказалось лучшим способом защитить национальную безопасность.
Отставка Флинна может заметно поубавить надежды Москвы на снятие санкций. По словам Фролова, Флинн был основным каналом влияния Кремля на Трампа еще со времен избирательной кампании. Он был наиболее решительно настроен на «большую сделку» – военный альянс в борьбе против ИГИЛ (запрещено в России) в обмен на отмену части санкций: фактически он продвигал в Вашингтоне вариант, в котором была заинтересована Москва. Теперь «большая сделка» под вопросом: вице-президент Пенс, госсекретарь Рекс Тиллерсон и министр обороны Джеймс Мэттис относятся к этой идее прохладно.