Центр денег
Становится ли регионам легче при перераспределении нефтяных доходовМосква нашла замену нефтяным деньгам, но ее опыт едва ли поможет другим регионам: столица продолжает зарабатывать на своем положении финансового и экономического центра страны.
Как следует из предварительных данных об исполнении бюджета города, Москва в 2016 г. получила рекордные за последние пять лет доходы. По сравнению с 2015 г. они выросли на 11%, а бюджет, который планировался с дефицитом на 170 млрд руб., в итоге был исполнен с профицитом в 116 млрд. Такими показателями Москва во многом обязана росту поступлений от налога на прибыль, который зафиксирован также впервые за пятилетку, – в основном за счет финансового сектора, торговли и обрабатывающей промышленности. Показатели тем более впечатляющие, что за эти пять лет Москва лишилась части крупных доноров бюджета за счет образования в 2012 г. консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) из нефтянки (компании, которые консолидируют убытки и прибыли и платят налоги с общего финансового результата, сейчас их 16) и их миграции в другие регионы, в основном по месту добычи и переработки. В результате доля их налогов в доходах Москвы сократилась с 16 до 2%. КГН были задуманы как способ более справедливого перераспределения налога на прибыль между регионами – центрами прибыли, где зарегистрированы головные центры таких компаний, и регионами, где работают их предприятия, но на практике результат не всегда совпадал с замыслом.
Из-за сокращения налогооблагаемой базы в результате такой консолидации многие регионы, где стали платить налог на прибыль КГН, скорее потеряли от их прихода (за исключением тех, где были изначально убыточные предприятия).
Впрочем, это вина не только самих КГН, негативную роль сыграли и другие обстоятельства, отмечает старший директор Fitch Rating Владимир Редькин. Для Москвы, однако, в этом был и положительный эффект: уход нефтяников вынудил город искать другие источники пополнения бюджета. Основной статьей дохода стали поступления от НДФЛ – они достигли 40% (доля налога на прибыль – 30,7%) и росли темпами выше общероссийских за счет роста зарплат в финансовом секторе. Но Москва также зарабатывает на том, что едва ли доступно другим регионам (или доступно в других масштабах), – на налоге на имущество, торговых сборах, платных парковках, рекламе, продаже патентов мигрантам и проч.
В целом доходы регионов в 2016 г. росли быстрее (6,7% в консолидированном бюджете субъектов), чем расходы (4,8%), это неплохо, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Сборы от налога на прибыль выросли на 8%, НДФЛ – на 7,5%, акцизов – на 36% (их доля в бюджете выросла с 5 до 7%). Однако регионы по-прежнему вынуждены экономить: больше всего сократились расходы на образование (-3%) и здравоохранение (-1,5%). На 3% сократились трансферты из федерального бюджета. По итогам 2016 г., как сообщила в начале февраля Счетная палата, профицитными оказались бюджеты 29 регионов (в сумме 189 млрд руб.), дефицитными – 56 регионов (201,6 млрд руб.).