Битва за данные
Как закон Яровой мешает глобальному экономическому взаимодействиюРоссия вышла в лидеры антирейтинга инициатив, затрудняющих инновационное развитие (по версии американского Фонда информационных технологий и инноваций, ITIF). В топ-10 Россия оказалась дважды – благодаря закону Яровой и ограничению на закупку иностранного ПО для госорганов. Также по две строчки в списке занимают Китай, Индонезия, Вьетнам и по одной – Турция и Германия. По мнению авторов списка, каждая из этих стран предъявляет слишком строгие требования к хранению данных пользователей.
Хранение метаданных на территории страны, в принципе понятное технологическое требование, вызванное соображениями безопасности, не представляет больших проблем для индустрии и не дает госорганам безусловного доступа к трафику. Закон Яровой, предполагающий хранение собственно трафика, уникален не столько жесткостью требований, сколько их практической неисполнимостью. Яркий пример того, что такого рода законы принимаются не только без полноценного диалога с представителями интернет-сообщества, но и без консультаций с экспертами.
Соседи России по списку ITIF попали туда по разным причинам, говорит консультант «ПИР-центра» Олег Демидов. В Китае, Индонезии, Вьетнаме интернетизация экономики и общества растет очень быстро, велика угроза терроризма и традиционно сильно стремление государства контролировать информационную сферу. Последнее касается и Турции. Германия по степени дигитализации экономики, сферы услуг и системы госуправления опережает большинство развитых стран. Это повышает внимание к возможным уязвимостям; теракты и случаи вербовки сторонников радикального ислама делают тему особенно болезненной.
Ужесточение требований к хранению данных и регулирования в целом в условиях бурного развития интернета характерно сегодня для всего мира. Непроработанность форм взаимодействия между государством, IT-бизнесом и потребителями все отчетливее осознается как тормоз глобального экономического взаимодействия. Проект соглашения о свободной торговле между ЕС и США (TTIP) буксует, в частности, и по этой причине. В конце прошлого года переговоры по Соглашению о торговле услугами (TiSA; охватывает 23 страны, в том числе ЕС и США, или 70% мирового рынка услуг) застопорились в числе прочего из-за отказа ЕС смягчить требования к онлайн-торговле по трансграничной передаче данных. В письме, которое направили в Совет ЕС представители крупнейших мировых бизнес-ассоциаций в ноябре прошлого года, говорится, что отмена существующих запретов будет ежегодно приносить экономике ЕС порядка 8 млрд евро дополнительно.
Нахождение модели продуктивного взаимодействия в этой сфере – среди важнейших задач 2017 г. Ее поиск идет на форумах, собирающих представителей госорганов, IT-индустрии и интернет-сообщества. Россия представляет альтернативную модель взаимодействия в сфере регулирования интернета, при которой экспертам, бизнесу и интернет-сообществу просто не предоставляется право голоса.