Апельсины ответят за пшеницу
Египет быстро отреагировал на российский запрет импорта его продуктовС четверга Россия временно закрыла границу для египетских фруктов и овощей – «продукции высокого фитосанитарного риска». Список этой продукции вообще-то обширный – начинается он с живых растений, клубней, цветов и «рождественских деревьев», а завершается пиломатериалами, «ящиками, коробками, упаковочными клетями или корзинами, барабанами и аналогичной тарой из древесины». Для Египта существенно ограничение на ввоз цитрусовых (Россия, по данным International Trade Center, в 2015 г. приняла 27% их экспорта, если считать в деньгах), помидоров (те же 27%), картофеля (52,1%). И как раз в египетских апельсинах Россельхознадзор обнаружил средиземноморскую плодовую муху.
Незадолго до этого Египет ужесточил требования к пшенице – заявил, что будет допускать на рынок только зерно с нулевым содержанием спорыньи. Спорынья – гриб-паразит, поражающий некоторые злаки, международные нормы считают приемлемым его содержание до 0,05%. Такую планку российское зерно выдерживало, нулевую – уже нет: с начала сентября российские поставки в Египет встали. А Египет – ключевой покупатель российской пшеницы, на него приходится четверть всего экспорта. Ясно, что России, которая в этом году идет на рекорд по сбору урожая, египетская разборчивость пришлась некстати.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, а за ним и Россельхознадзор поспешили заверить, что запрет на ввоз египетских фруктов (и прочего) никак не связан с ограничениями на пшеницу. Ну что ж, так и запишем: не связан. Осенью прошлого года, когда Турция сбила российский бомбардировщик и правительство поручило ужесточить проверки турецкого продовольствия, Минсельхоз тоже говорил о вскрывшихся проблемах с безопасностью сельхозпродукции из этой страны. Похожие аргументы приводил Роспотребнадзор, запрещая в 2015 г. соль с Украины. До этого были временные запреты норвежской семги и форели, шпрот из Латвии, грузинского боржоми – все совпадения с внешнеполитическими событиями были чисто случайными.
Интересна оперативная реакция Египта: в минувшую среду, за день (!) до введения российских ограничений, он снял повышенные требования к пшенице. Не правда ли, тоже довольно милое совпадение? Предположу, что свою роль здесь могло сыграть то обстоятельство, что в эти же дни решается вопрос о возвращении в Египет российских туристов.
Вот интересно, насколько оперативно ответит теперь Россия. Отменит ограничения на ввоз египетских апельсинов – или станет тянуть? Так же, как тянет с Турцией: помириться помирились, а турецкие помидоры по-прежнему невъездные.