Vimpelcom может стать похожим на МТС
Независимые акционеры и директора вновь станут играть важную роль в управлении компаниейВ истории компании Vimpelcom Ltd. наметился очередной поворот. Ее норвежский акционер – Telenor (когда-то ключевой инвестор) объявила, когда и как именно она намерена избавиться от принадлежащих ей 33% акций Vimpelcom (на продажу этот пакет выставлен уже почти год как). В ближайшие два месяца Telenor проведет в США биржевое размещение 8,1% акций (с учетом опциона для банков-организаторов – 9,3%), а с другой частью бумаг – на сумму до $1 млрд – может расстаться в течение трех лет: на них смогут обменять свои бумаги владельцы облигаций Telenor, которые она планирует разместить за пределами США. Цена размещения акций станет известна в этот четверг.
Трудно, конечно, ждать, что эти 8–9% Vimpelcom Ltd., размещаемые через биржу, приобретет инвестор-стратег. Если бы стратег маячил на горизонте, то Telenor с ним бы и договорилась, а не организовывала такое затратное мероприятие, как размещение акций через биржу. Так что скорее всего эти акции будут раскуплены инвестфондами – что называется, уйдут в рынок. И для Vimpelcom, как публичной компании, это будет очень хорошо, наконец-то разрешится одна из его давних проблем – почти отсутствующая ликвидность акций. С 2012 г., когда его враждовавшие акционеры – LetterOne Михаила Фридмана и его партнеров и Telenor – соревновались в том, кто скупит больше акций с рынка, free-float компании не превышает 12%. Сейчас это 10,8%. То есть даже первый шаг норвежцев – продажа 9,3% – удвоит количество акций Vimpelcom, находящихся в свободном обращении. А если за ним последует еще и размещение бондов с обменом на акции, бумага станет еще более ликвидной. В пределе – если Telenor распродаст весь свой пакет и все эти акции окажутся на рынке – практически половина Vimpelcom окажется в руках частных инвесторов, как у МТС. И не только у МТС – большой free-float вообще характерная особенность большинства мировых технологических и телекоммуникационных компаний.
Разумеется, многое зависит от цены размещения норвежского пакета Vimpelcom и бондов и от того, на каких условиях инвесторам будет предложен обмен бондов на акции. Не сумев найти покупателя на весь пакет – что давало бы шанс получить премию к рыночной цене, – норвежцы могут попытаться снять-таки премию с частных инвесторов. Тем более на фоне позитивных для Vimpelcom новостей: компания вот-вот создаст в Италии совместное предприятие с Hutchison и перевесит на него немалый долг своей итальянской «дочки»; следом она обещает пересмотреть дивидендную политику – вероятно, она станет более щедрой, поскольку вообразить себе еще более скупую, чем в последние пару лет, невозможно.
Но в целом инвесторы должны быть довольны: оборот торгов акциями Vimpelcom наверняка вырастет. Да и у менеджмента Vimpelcom могут быть основания встряхнуться. Де-факто все последние годы это была компания Фридмана со товарищи – норвежцы, в 2012 г. окончательно лишившиеся надежды взять реванш над российским партнером, участвовали в жизни Vimpelcom гораздо менее активно. А независимых директоров у Vimpelcom почти не осталось. Теперь, будем надеяться, они появятся, а это обычно взбадривает менеджмент.