А ты заплатил за контроль над собой?

Как менялись представления государства о пенсионных накоплениях

Предложение Минпромторга профинансировать исполнение технологической части закона Яровой (см. статью «Пенсии сложат в пакет Яровой», «Ведомости» от 2.09.2016, стр. 01) за счет пенсионных накоплений граждан обозначает новый виток в эволюции отношения государства к пенсионным деньгам.

Решившись в 2002 г. на пенсионную реформу, государство исходило из необходимости компенсировать демографический перекос (количество пенсионеров по отношению к работающим все время растет) и уменьшить бремя пенсионных выплат для бюджета. Накопительная часть пенсии, 6 п. п. из 22% от зарплаты, которые перечисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) работодатель, помимо прочего должна была привить гражданам мысль об их личной ответственности за будущее. Государство приложило немало усилий для популяризации личного участия в формировании пенсии и достигло в этом определенных успехов: накопительную пенсию выбрали 28 млн человек, объем средств в НПФ и управляющих компаниях превысил объем средств, доверенных будущими пенсионерами государству в лице ВЭБа, число участников программы софинансирования пенсий приблизилось к 1 млн человек. При этом накопительная часть была и осталась обязательной, т. е. личными деньгами будущих пенсионеров накопительные отчисления не были – на этом, однако, государство внимания не заостряло.

Пенсионные накопления также должны были стать началом утоления тоски по длинным деньгам, которых в России так не хватает для долгосрочных инвестиций.

Первым напоминанием о том, кто в действительности распоряжается пенсионными накоплениями, стала заморозка перечисления накопительных взносов в 2014 г., которую государство объяснило необходимостью проверки НПФ. Деньги пошли в ПФР, Минфин на эту сумму сократил трансферт в ПФР из бюджета, а сэкономленные бюджетные средства направил в антикризисный резерв – и в том числе они были потрачены на поддержку только что присоединенного Крыма. Затем мораторий был продлен еще на год, теперь речь идет уже о трехлетнем моратории – до 2019 г. включительно. Постепенно и правительство, и граждане привыкли к тому, что пенсионные накопления в теории существуют, но на практике всегда идут на решение проблем государственного бюджета.

Предложение Минпромторга – качественно новый шаг. Заморозив механизм формирования длинных денег, но еще не потратив сумму, которая успела попасть на счета ВЭБа, государство собирается инвестировать в проект по слежке за гражданами. То есть граждане своими накоплениями помогут профинансировать проект слежки за собой и параллельно доплатят за это же телекоммуникационным компаниям (которые переведут свои расходы в стоимость услуг). Пенсионные накопления – все-таки универсальная вещь.

С точки зрения этики финансировать деньгами, полученными в результате свободного выбора гражданина, выполнение репрессивного закона – значит поставить новый рекорд по уровню государственного цинизма. Впрочем, сами разговоры об этике и цинизме, ликвидации остатков доверия граждан к государству, ликвидации остатков уважения государства к свободе выбора граждан выглядят в 2016 г. довольно комичными.