Российский прецедент
Чем грозит Google исполнение предписаний ФАСНа прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выиграла суд у Google. Судья оставила в силе решение первой инстанции, признавшей американскую компанию виновной в нарушении закона о защите конкуренции. Поскольку речь идет об апелляции, то решение суда сразу вступает в силу. Это означает, что Google придется в течение восьми дней исполнить предписание ФАС. Кроме того, Google должен заплатить назначенный ведомством штраф – 438 млн руб., или $6,7 млн.
Прежде ФАС обвинила Google в злоупотреблении доминирующим положением на рынке магазинов мобильных приложений – компания, по мнению чиновников, навязывала производителям мобильных устройств Android свои сервисы и препятствовала предустановке приложений конкурентов. Ситуацией был недоволен «Яндекс» – по его жалобе ФАС и расследовала это дело. Вендоры отказывались ставить сервисы «Яндекса», ссылаясь на запрет Google.
Насколько велика сумма штрафа? ФАС не раскрыла методику расчета, но ранее руководитель службы Игорь Артемьев заявлял, что Google может быть наказан на 7% от выручки магазина приложений Google Play в России, которая могла бы составить почти $100 млн в 2014 г. Примерно столько Google и зарабатывает на продаже приложений в России, говорил ранее источник в крупной интернет-компании.
Даже на фоне выручки российского ООО «Гугл» (22,3 млрд руб. в 2015 г.) штраф сравнительно невелик (хотя именно через российский офис платежи Google Play не проходят), а в масштабах глобальных доходов американского интернет-гиганта ($74,5 млрд) не заметен. В этом деле размер взыскания вторичен. Теперь вся индустрия рунета внимательно следит за тем, исполнит ли Google предписания ФАС. Ведомство обязало Google исправить контракты с производителями устройств: убрать из них ограничения на установку приложений конкурентов и отвязать магазин Google Play от других сервисов Google, в том числе от поиска.
А битва идет как раз за поиск: на нем и Google, и «Яндекс» зарабатывают основные деньги, продавая в результатах поиска контекстную рекламу. Предустановка поиска на устройства способствует росту его аудитории и напрямую влияет на выручку. И если Google полностью выполнит указания ФАС, то лишится части аудитории, которую успешно монетизирует. А роль предустановки достаточно велика, ведь люди часто пользуются сервисами, которые уже есть на смартфоне. «Яндекс», подавая жалобу в ФАС, приводил такие данные: доля его поиска на Android в целом – 40%, а если «Яндекс» предустановлен на устройстве поиском по умолчанию, то его доля резко повышается – до более чем 70%.
Ситуация гораздо серьезнее, чем просто потеря доходов хоть и на крупном, но не основном для Google рынке. Сейчас аналогичное расследование идет в Европе, и Еврокомиссия уже обвинила Google в навязывании своих сервисов производителям смартфонов (решение по этому делу ожидается осенью, «Яндекс» выступает свидетелем). Также антимонопольное расследование работы Google на рынке поисковых систем начали власти США. Понятно, почему Google не идет на компромиссы и мировые соглашения.