Конкурс на сокращение издержек
Требования правительства к госкомпаниям означают лишь начало аппаратного торгаОптимизация расходов бюджета, которая переходит сейчас в жесткую фазу, заставляет правительство снова обращаться по давно известному адресу – к госкомпаниям. Об этом свидетельствуют сразу две правительственные инициативы – директива Росимущества снизить в 2016 г. на 10% операционные издержки госкомпаний, представив в правительство соответствующие планы, и реформа системы вознаграждений руководителям госкомпаний, ставящая бонусы топ-менеджеров в зависимость от достижения целевых показателей. Задача – высвободить больше средств для инвестиций и выплат дивидендов в бюджет.
О неэффективности госкомпаний и необходимости сокращения их расходов в Кремле и Белом доме говорят не первый год (что, впрочем, никак не влияет на темпы приватизации). В 2011 г. президент Дмитрий Медведев требовал сокращать расходы на единицу продукции на 10% в год, в 2013 г. речь шла уже о 5%, а в 2014 г. в послании Федеральному собранию Владимир Путин потребовал снижать операционные расходы «не менее чем на 2–3% в год», привязав премии топ-менеджмента к ключевым показателям эффективности.
Постоянные требования снизить расходы (при том что госкомпании периодически рапортуют о таком снижении) – следствие признания того, что расходы раздуты и непрозрачны. По словам экспертов, для компании с рационально выстроенными операционными расходами реалистично их сокращение на 2–3%, сокращение же на 10% может парализовать ее работу. В 2013 г., по подсчетам Минэкономразвития, объемы инвестпрограмм естественных монополистов можно было сократить от 2 до 4 раз, при этом результативность инвестиций должна была повыситься.
В ноябре 2014 г. РБК подсчитал рейтинг неэффективности госкомпаний, сопоставив изменение капитализации с изменением оплаты топ-менеджмента.
Капитализация росла быстрее вознаграждения только у трех из 12 компаний – «Ростелекома», «Транснефти» и «Газпром нефти».
Вопрос в том, есть ли у правительства реальная возможность заставить госкомпании сократить расходы. Отказ руководителей РЖД и «Роснефти» в 2014 г. раскрыть свои доходы, несмотря на требование правительства, показывает, что добиться прозрачности получается не всегда. И ограничения по закупкам, например, госкомпании оспаривают или обходят. В таких вопросах требования правительства означают, как правило, лишь начало аппаратного торга, причем многие госкомпании справедливо апеллируют к политически мотивированным проектам, на которые они вынуждены идти по просьбе государства.
Можно предположить, что предвыборная ситуация заставит Кремль активнее добиваться выполнения требований, ведь завышенные зарплаты руководителей компаний оказывают негативный социально-политический эффект, говорит эксперт по вопросам госуправления Павел Кудюкин. Волна уголовных дел против чиновников может заставить руководство госкомпаний на этот раз отнестись к предложениям правительства повнимательнее.