Параполитические игры
Споры о возможности отделить спорт от политики сопровождают Олимпиады на протяжении всей новейшей историиИдеей создателя олимпийского движения барона Пьера де Кубертена было формирование новой философии спортивного братства в атмосфере дружбы и сотрудничества наций. Споры о возможности отделить спорт от политики сопровождают Олимпиады на протяжении всей их новейшей истории.
Философия олимпизма призывала «лечить» политические разногласия спортом, но похоже, что в спорте эти разногласия дополнительно проявлялись. На проведение Игр влияли обе мировые войны, война в Испании, формирование нацистского режима в Германии, ввод советских войск в Афганистан и т. д. В них нашли свое отражение более локальные проблемы: Суэцкий кризис и венгерское восстание 1956 г., противоречия Китая с Японией и Тайванем, Израиля и Ирана, Северной и Южной Кореи; с 1964 по 1988 г. из-за политики апартеида в Играх не участвовала ЮАР. СССР смог участвовать в Олимпиадах только после Второй мировой, оформившись в качестве сверхдержавы; с этого же времени продолжается олимпийское соперничество СССР (а затем России) и США – одно из до сих пор живых следствий холодной войны. С начала нового столетия в тройке лидеров закрепляется Китай, именно в это время становящийся новой мировой силой.
Олимпиада в Рио-де-Жанейро также отражает процессы, происходящие в мировой политике. В Олимпиаде впервые в истории участвует команда беженцев – это знак признания важности глобального мигрантского кризиса. По словам президента МОКа Томаса Баха, 10 атлетов-беженцев станут «символом надежды для всех беженцев мира, дав миру лучше осознать масштаб этого кризиса». Проблема беженцев стала одной из главных политических проблем мира последних лет.
И в дисквалификации более 100 российских спортсменов трудно не увидеть отражение кризиса отношений России с международным сообществом. Обнаружение системного характера злоупотреблений, вышедших на государственный уровень (как это было в случае с допингом в легкоатлетической федерации), в атмосфере взаимного недоверия привело к включению режима нулевой толерантности по отношению ко всем спортсменам сборной.
Руководили ли МОКом политические мотивы? Вопрос почти философский, если учесть формулировки о государственной поддержке использования допинга в России и необходимости очищения спорта. Но и в таких условиях чиновникам МОКа особенно важно сохранять хладнокровие, не сваливаясь в логику кампании. Спортивный арбитраж перед самым началом Игр удовлетворил часть исков российских спортсменов, не допущенных к Олимпиаде из-за дисквалификаций в прошлом (уже отбытых), – это сочтено двойным наказанием.
Паралимпийский комитет в отличие от МОКа в воскресенье дисквалифицировал всю российскую паралимпийскую сборную. Россия уже подала апелляцию в спортивный арбитраж.