Асад в обмен на инвестиции
Прямолинейность как метод в международной политикеМинистр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр сделал России интересное предложение, любопытное как пример прямолинейности обычно иносказательного политического языка. В интервью изданию Politico он предложил России отказаться от поддержки сирийского лидера Башара Асада в обмен на экономическое сотрудничество. В обмен на сдачу Асада Эр-Рияд готов предоставить России «пай на Ближнем Востоке», который «сделает ее сильнее, чем был Советский Союз». Речь идет о доступе на рынок стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и к инвестициям, «потенциал которых превышает китайский».
Саудовская Аравия не первый раз прямо предлагает России деньги в обмен на Асада, напоминает эксперт-международник Владимир Фролов. В августе 2013 г. секретарь Совета безопасности Саудовской Аравии Бандар бин Султан на встрече с Владимиром Путиным в обмен на отказ от поддержки Асада предлагал купить у России вооружение на $15 млрд и гарантировать отказ от конкуренции за поставки газа в Европу. В октябре 2015 г., после начала российской операции в Сирии, по сообщениям СМИ (впрочем, опровергнутым Кремлем), в Сочи уже с предложением $300 млрд приезжал влиятельнейший саудовский принц Мухаммад ибн Салман.
Путин и российский МИД не раз говорили, что Россия поддерживает не режим Асада, а борьбу Дамаска с терроризмом, судьбу же Асада может решать только сирийский народ. Саудовские принцы фактически говорят Москве: «Да, мы все понимаем – сколько?»
Торга не получится, говорит политолог Леонид Исаев. Даже если отнестись к предложению Эр-Рияда всерьез, предлагаемый потенциал не так просто использовать. Экономика Саудовской Аравии в значительной степени ориентирована на Юго-Восточную Азию, а конкурировать в регионе с Кореей и Китаем, даже будучи допущенной на этот рынок, Россия не сможет.
Но главная причина политическая. Если бы сирийский вопрос для России сводился к деньгам, он давно был бы решен. Именно поддержание сирийского кризиса в нынешнем состоянии дает России возможность быть независимым игроком и садиться за стол переговоров с ведущими державами. Самая выгодная сделка с Саудовской Аравией лишит Россию такой самостоятельности, а именно самостоятельность ценится на политическом рынке дороже всего.