Петиции в автократическом режиме
Власть может по своему усмотрению использовать «прямую демократию»Петиция о расформировании нынешнего состава российской сборной по футболу собрала на сайте Change.org к вечеру понедельника более 870 000 подписей. Одновременно сразу на двух площадках собираются подписи против пакета Яровой – на Change.org ее подписали около 490 000 человек, на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) – около 47 000. Двумя неделями раньше петиция за отставку детского омбудсмена Павла Астахова набрала 150 000 и даже, вероятно, повлияла на решение Кремля. Но это страшная редкость – большинство петиций, даже если, как на сайте РОИ, для них предусмотрена процедура прохождения вплоть до парламента, ни на что не влияют.
Легко сделать вывод о том, что в условиях неработающих институтов парламентской демократии петиции остаются некоей отдушиной для неравнодушных граждан, сохраняющей иллюзию прямой демократии. Они вполне вписываются в традицию российского патернализма, поскольку просить о том или ином приходится исполнительную власть. А уж она имеет полную свободу выбрать удобный для себя вариант реакции, чаще всего нулевой, по формуле покойного Виктора Черномырдина: «Мы соберем ваши предложения и сложим их в одно место».
Впрочем, очевидно, что институт петиций может быть выгоден власти. Если на Западе петиции исторически влияют на общественное мнение снизу – через независимые СМИ и институт репутаций, то в России общественное мнение научились формировать сверху, в том числе путем грамотных медиакампаний в подконтрольных СМИ и интернете.
В этом смысле технически безграмотная петиция о роспуске сборной (состав ее не есть что-то постоянное, это выбор тренера) выгодно отличается от грамотной петиции против пакета Яровой. Чтобы подписать просьбу о роспуске сборной по футболу, не надо думать, надо лишь уметь считать деньги в чужом кармане и иметь собственную мерку патриотизма («мы тебя научим Родину любить!»). В итоге петиция становится главным медиасобытием, совершенно заслоняя проблемы устройства и управления российским футболом. (И спортом вообще – одновременно ведь продолжается допинг-скандал с российскими легкоатлетами, виноватыми в котором российские СМИ делают главным образом международные спортивные ассоциации, не допускающие наших к Олимпиаде.)
Чтобы подписать петицию против пакета Яровой, тоже не надо много думать, поскольку вред его очевиден и многократно описан большинством СМИ – как независимых, так и государственных. Здесь общественное мнение уже сформировано – и уже не сработало. Такую петицию власть легко проигнорирует.