Уроки июня 1996 года
Политик Леонид Волков об опыте проигранных выборов Владимира ПутинаРовно 20 лет тому назад, в июне 1996 г., молодой вице-мэр Петербурга Владимир Путин получил болезненный урок.
Президент Борис Ельцин, непопулярный и больной, начал предвыборную кампанию в крайне неблагоприятных условиях. Но он опирался на поддержку олигархического бизнеса, заинтересованного в сохранении политического статус-кво, и на контролируемый этим бизнесом медиаресурс. Комбинация этих факторов позволила Ельцину сделать внушительный камбэк – выиграть в первом туре президентских выборов 16 июня (35% против 32% у основного конкурента – лидера КПРФ Геннадия Зюганова) и существенно увеличить отрыв ко второму туру 3 июля (54% против 40%). Ельцин, рейтинг которого четырьмя месяцами ранее оценивался в 3–4%, остался президентом на второй срок.
Путин к этому времени был уже не совсем молодым вице-мэром, он был безработным молодым экс-вице-мэром. Его патрон, Анатолий Собчак, месяцем ранее проиграл губернаторские выборы (название должности градоначальника на тех выборах менялось) в родном городе крепкому хозяйственнику Владимиру Яковлеву. Эти выборы также проходили в два тура: в первом, 19 мая, Собчак победил, набрав 29% против 22% у Яковлева, но во втором, 2 июня, проиграл (46% против 47%, отрыв составил лишь 28 000 голосов).
Собчак был популярным политиком, никогда не терявшим в отличие от Ельцина поддержки своего ядерного электората, однако даже в суперлиберальном Петербурге середины 90-х, на фоне усталости от не слишком успешных рыночных реформ, ему было сложно противостоять напору нового-старого поколения российских политиков, оседлавших эту самую усталость и обещавших «меньше политики».
Путин был начальником избирательного штаба Собчака, это поражение было в очень значительной степени его поражением, оно сделало его безработным и поставило под угрозу все его политическое будущее. Такие тяжелые удары способствуют глубокой рефлексии, и Путин не мог не сделать понятный вывод: неограниченный телевизор и неограниченные деньги способны разрешить любой политический кризис.
Ведь в чем заключалось отличие двух электоральных историй того лета 20-летней давности? Выборы Собчак – Яковлев были конкурентными в том смысле, что оба кандидата обладали сравнимым финансовым ресурсом и доступом к СМИ. Выборы Ельцин – Зюганов разительно отличались от них: на стороне действующего президента в отличие от действующего губернатора был весь финансовый и медийный ресурс. Кампания «Голосуй или проиграешь» была в первую очередь беспримерной медиакампанией, и она дала свой результат. Олигархи доказали всей стране (и Путину в том числе): если заливать выборы деньгами и агитацией, можно привести к победе самого безнадежного кандидата.
С этим знанием Путин, став президентом (и еще раз на личном примере убедившись в том, что сочетание денег и телевизора работает безотказно), и приступил к построению современной российской политической системы. Разгром НТВ, отжим ОРТ и первое дело ЮКОСа – три основных «успеха» внутренней политики нового президента в течение его первого срока – были первыми и не случайными звеньями пресловутой цепи. Отныне большому телевизору и большим деньгам в России можно было работать только на власть – или умереть.
Автор – член центрального совета Партии прогресса