Евгений Пригожин встречает Барбру Стрейзанд
Попытка удалить старые новости о себе привела к их тиражированиюЯ не знаю, какую музыку любит ресторатор Евгений Пригожин – Стаса Михайлова или, может, как его давний знакомый Владимир Путин, группы «Любэ» и The Beatles. Но мне очень хочется познакомить ресторатора с творчеством Барбры Стрейзанд. С ее божественными Woman in love и Shadow of your smile. А еще с историей о том, как Стрейзанд воевала с интернетом. Я заранее прошу прощения у читателей, у которых упоминание эффекта Стрейзанд уже вызывает оскомину, но многим чиновникам, депутатам Госдумы и бизнесменам этот сюжет явно не до конца понятен.
В 2003 г. Стрейзанд подала иск к сайту Pictopia.com c требованием удалить фотографию своего поместья в Калифорнии. На сайте фотография даже не была подписана, но певица решила, что изображение все равно нарушает ее право на частную жизнь. Пока шел суд, фотографию перепечатали СМИ по всему миру. До подачи иска это изображение было скачано с сайта 6 раз, а в течение месяца после первых новостей о разбирательстве – 450 000 раз. История стала нарицательной: чем больше кто-то пытается ограничить информацию в сети, тем быстрее она расходится.
Пригожин за последние пару месяцев подал 20 исков в суд, требуя удаления ссылок из поисковой выдачи «Яндекса», Google и Mail.ru. Производство по двум искам против Mail.ru было прекращено, рассмотрение остальных началось на прошлой неделе. Закон, по которому гражданин может потребовать от поисковиков удалить ссылки на неактуальную, недостоверную или распространяемую с нарушениями информацию о себе, действует с начала года. Поисковики не имеют права раскрывать, какие ссылки и по чьей просьбе они в такой ситуации удаляют. Но могут отказать в требовании, а гражданин может оспорить отказ в суде. И вот тогда, к счастью для общественности, разбирательство переходит в публичную плоскость (по европейскому закону о забвении поисковики могут отказать в удалении информации, если она представляет общественный интерес, в нашем законе такой нормы нет).
После первого предварительного слушания известны две статьи, удалить ссылки на которые требует Пригожин. Это расследование «Фонтанки» о контрактах якобы связанных с ним компаний на обслуживание военных городков и статья украинского «Апострофа» «В России рассказали о воровстве повара Путина». Какие еще статьи не нравятся Пригожину, мы узнаем на следующих заседаниях суда. Но уже сейчас можно наблюдать эффект Стрейзанд: в «Яндекс.Новостях» находится больше сотни сообщений СМИ о разбирательствах ресторатора и поисковиков с пересказом старых расследований.
И как он теперь собирается зачищать эти новости?