Провал экзаменов
ЕГЭ как пример постоянно пересматриваемой реформыВремя проведения Единого госэкзамена (ЕГЭ) – самое подходящее, чтобы известить будущих выпускников и их родителей об очередном изменении правил выпускных испытаний. В пятницу руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, что в будущем году будет отменена тестовая часть задания по биологии, химии и физике. Ранее тестовые задания, в которых школьнику предлагалось несколько вариантов ответа, были отменены в экзаменах по русскому языку, литературе, математике, информатике, истории, обществознанию и географии. В частности, на экзамене по математике тесты заменены примерами и задачами, а по истории – простыми вопросами, предполагающими один правильный ответ.
История ЕГЭ (введен в 2009 г.) и его эволюция отражает судьбу внедрения любого института, устанавливающего равные правила игры в той или иной сфере. ЕГЭ задумывался как инструмент объективной оценки знаний учеников, резко снижающий роль личного усмотрения экзаменаторов, он позволяет выпускникам поступать в любой вуз в зависимости от набранных на экзамене баллов.
Однако с самого начала институт ЕГЭ встретил нарастающее противодействие части педагогического сообщества, которое привыкло работать по советским лекалам, и родителей, умевших пользоваться неформальными инструментами поступления в вузы. Это лобби добивалось изменений в ЕГЭ, чтобы расширить сферу исключений и льгот. Предлагалось, в частности, прибавлять к результатам ЕГЭ средний балл школьного аттестата, а также внеучебные, творческие и спортивные достижения выпускника и даже результаты сдачи норм ГТО, повысить значение предметных олимпиад, проводившихся вузами разного уровня.
Большинство этих изменений в ЕГЭ действуют с 2015 г. Также с 2015 г. по предложению Владимира Путина в выпускной экзамен возвратилось сочинение по русскому языку. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, в последние годы наблюдается сильное ностальгическое давление на ЕГЭ, направленное на отказ от современных методов объективной оценки знаний и навыков школьников. Налицо медленный возврат к прежней системе.
Вместо исправления недостатков института, скрупулезного совершенствования процедур государство меняет правила так, что они перестают быть общими для всех и создается больше лазеек для «индивидуализации» сдачи экзаменов. Постоянное изменение правил оценки знаний дестабилизирует учебный процесс, затрудняет работу учителей и подготовку учеников. Впрочем, некоторых не устраивает и само существование ЕГЭ. Заксобрание Карелии предложило его отменить, так как он, по мнению депутатов, «разрушает школьное образование». Соответствующий законопроект внесен на прошлой неделе в Госдуму.