Антикоррупционный переход
Коррупция как определяющая черта XXI века глазами Фрэнсиса ФукуямыБорьба с коррупцией на глазах становится популярнейшим международным трендом. Антикоррупционный саммит, прошедший в Лондоне в середине мая, собрал звезд первой величины. Среди авторов сборника статей, опубликованных оргкомитетом саммита (предисловие к нему написал Джеймс Кэмерон), лидеры Нигерии, Афганистана, Сингапура, Новой Зеландии, экономисты, главы Всемирного банка, МВФ, ОЭСР, Transparency International и сразу несколько известных журналистов-расследователей (усиление их влияния – также характерная особенность нашего времени). Ключевой текст написан политологической звездой Фрэнсисом Фукуямой.
Фукуяма называет коррупцию одной из определяющих черт XXI в. – в XX в. такой чертой была идеологическая борьба между демократией, фашизмом и коммунизмом. Он предлагает использовать степень коррумпированности государства как главный критерий качества управления, который больше говорит об уровне развития страны, чем наличие в ней элементов демократии.
Как отмечает Фукуяма, коррупция – явление модерна, поскольку начинает восприниматься как общественное зло только тогда, когда государство и общество начинают различать «частное» и «публичное». Представление о том, что правящий класс является хранителем общественного блага, характерно для системы, которую Макс Вебер называл патримониализмом. По Фукуяме переход от (нео)патримониалистского к современному безличному (impersonal) государству куда труднее, чем от авторитарной политической системы к демократической. Настаивая на том, что причины коррупции носят политико-экономический характер (сохранение рентной экономики или кумовских взаимоотношений власти и бизнеса как особенность коррумпированных политических систем), Фукуяма говорит о политических механизмах ее преодоления. Для этого необходима политическая воля, широкая коалиция различных общественных сил, сознающая вред коррупции, и совместные усилия государства и общества по обеспечению эффективности работы институтов. Вывод Фукуямы грешит абстрактностью, как его наиболее широко известный тезис об исторической обреченности авторитаризма и конечной победе демократии: путь к преодолению коррупции лежит через экономический рост и усиление образованного класса и может оказаться очень долгим.
Среди авторов сборника нет россиян, но Россия – хорошая иллюстрация представленных в нем положений. Российскую политико-экономическую систему описывают именно как патримониальный капитализм, причем эта система сохраняет преемственность на протяжении столетий. Александра Васильева из Амстердамского университета находит общие черты патримониализма в характерных для российского государства принципе кормления, институте дворянства и поместной системе, затем в советской практике предоставления номенклатуре права извлекать административную ренту из обладания «общенародной» собственностью. Эта практика сохранилась, приняв капиталистические формы, в современной России. Патримониализм лишает образованный класс и бизнес, сознающих губительность коррупции и способных блокироваться для борьбы с ней, инструментов влияния, а экономическая стагнация не позволяет рассчитывать на быстрые изменения в будущем.