Жизнь на безрыбье
Замещение санкционных продуктов состоялось за счет снижения качества продуктов или отказа от нихЗа полтора года с момента введения Россией продовольственного эмбарго многие товарные рынки адаптировались к режиму санкций, но для покупателя это обернулось существенной продуктовой инфляцией и снижением качества потребления. К таким выводам пришли эксперты Аналитического центра при правительстве России.
Импорт большинства санкционных продуктов в 2015 г. в сравнении с 2014 г. заметно сократился: свежей и охлажденной рыбы – на 66%, мяса птицы – на 44%, сливочного масла – на 38%, сыров и творога – на 37%, замороженной говядины – на 37%. Рост зафиксирован лишь по нескольким продуктам: рыба сушеная, соленая и копченая (23%), молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара (5%), свежая и охлажденная говядина (4%). Дело не только в санкциях, но и в девальвации рубля.
Произошли изменения в географии импорта: норвежскую свежую рыбу частично заменила рыба с Фарерских островов, польские яблоки – белорусские и молдавские. Белоруссия, помимо яблок, нарастила экспорт в Россию свежей говядины, птицы, но особенно заметен прирост поставок молока (на ее долю в 2015 г. приходилось 96% всего российского импорта молока, в 2014 г. – 72%), сливочного масла (78 и 39% соответственно), сыра и творога (81 и 41%). Зависимость России от импорта целого ряда белорусских продуктов существенно выросла, констатируют эксперты.
Помогли ли санкции отечественному производителю? Отдельным группам. Выросло производство сыра, мяса и птицы. Но полностью заместить запрещенную продукцию отечественными продуктами не удалось. Ключевой сдерживающий фактор – общее сжатие спроса из-за сокращения реальных доходов населения.
Россияне стали покупать меньше продуктов (причем доля расходов на них все равно выросла), и это были уже другие продукты. Уменьшилось потребление мяса, более дорогие говядину и свинину стали заменять курицей, меньше стали покупать сливочного масла и сыра.
В целом большинство продовольственных рынков уже адаптировались к режиму санкций, полагают авторы доклада: рынок мяса – за счет роста производства в России, молока и молочных продуктов – за счет усиления белорусских производителей, фруктов и овощей – «за счет роста непромышленного приусадебного производства». Рынок рыбы скорректировался в основном за счет отказа россиян от рыбы – мясо дешевле. В целом индекс цен на продукты в 2015 г. вырос на 20 процентных пунктов, что существенно выше, чем годом ранее (9,7 п. п.).
В формировании нового рыночного равновесия эффект от девальвации рубля был куда сильнее, чем от введения продовольственного эмбарго, и в случае его отмены (что маловероятно) именно дешевый рубль позволит отечественному производителю сохранить свое место на рынке, считает гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Да, российское производство выросло, но не все успехи связаны с контрсанкциями: например, рост производства свинины – результат более ранних инвестиций, он просто совпал с санкциями.