Как воевать после перемирия

У России и США разные планы в Сирии

На будущей неделе Россия, США и их союзники могут возобновить боевые действия в Сирии по расходящимся направлениям и против разных группировок.

В пятницу министр обороны России Сергей Шойгу предложил ограничить время присоединения умеренной оппозиции и ее вооруженных отрядов к перемирию сроком до 25 мая и определить занятые ими территории. После этого планируется нанести удары с воздуха по запрещенной в России группировке «Джебхат ан-Нусра» и другим формированиям, отказавшимся поддержать перемирие, а также по караванам с оружием и другими материалами, пересекающими сирийско-турецкую границу. Шойгу предложил присоединиться к этой операции США и их союзникам.

Американцы отказались участвовать в ударах, которые могут повредить их репутации как защитников умеренной оппозиции. США намерены вести свою, параллельную войну с исламскими радикалами. По сообщениям AP, тайный визит в Сирию в субботу нанес глава центрального командования армии США (отвечает за операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии) генерал Джозеф Вотел. Спецпредставитель президента США Бретт Макгарк сообщил, что Вотел обсуждал вопросы будущего наступления на Ракку силами курдов и Сирийского демократического союза при воздушной и, вероятно, сухопутной поддержке США и их союзников.

Разные планы России и США в Сирии – плохая новость. Москва и ее союзник Башар Асад не стали развивать наступление на столицу ИГ после освобождения Пальмиры и перенесли главные усилия на северо-запад – в провинции Алеппо и Идлиб. Там отряды «Джебхат ан-Нусры» трудно отделить от другой оппозиции, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Новые операции российской авиации в этом районе неизбежно ударят по умеренной оппозиции, считает востоковед Леонид Исаев. Они будут означать, что Москва воюет прежде всего в интересах Асада, который использует угрозу со стороны ИГ для сохранения своей власти.

Действия России и США порознь означают разделение ударных сил. Это затрудняет разгром ИГИЛ. Окончательный разгром оппозиции на земле маловероятен, ударные силы Дамаска ослаблены отводом отрядов «Хезболлы» на сирийско-ливанскую границу, отмечает Фролов. При таком развитии событий повышается вероятность срыва межсирийских переговоров и продолжения гражданской войны. Под угрозой может оказаться и ситуативный союз между Россией и Западом.