Гамбит Дмитрия Каменщика
Повлияет ли на ситуацию с «Домодедово» выплата компенсации пострадавшим от терактаНа прошлой неделе показалось, что дело «Домодедово» вот-вот завершится. Руководство аэропорта создало специальный фонд, чтобы выплатить компенсации пострадавшим в теракте в январе 2011 г. Из-за бомбы, пронесенной террористом-смертником в зону прилета аэропорта «Домодедово», погибли 37 человек и были ранены 172. Руководители «Домодедово», хоть и не признают себя виновными в том, что теракт стал возможен, согласились компенсировать пострадавшим ущерб. Первичная сумма наполнения фонда составит около 150 млн руб., рассказал адвокат потерпевших Игорь Трунов. С 24 мая, по его словам, пострадавшие начнут получать деньги. Иски, поданные к «Домодедово», могут быть отозваны по мере поступления денег.
Таким образом «Домодедово» сводит к минимуму риск ареста имущества по искам пострадавших. И это сильный гамбит – за счет небольших (в сравнении с рисками ареста имущества) расходов перетянуть на свою сторону Трунова, который еще в феврале называл уголовное дело в отношении руководства «Домодедово» «восстановлением справедливости» и заявлял, что «в аэропорту были нарушены требования безопасности, что дало возможность террористу совершить самоподрыв» (цитаты по «Интерфаксу»). И который эмоционально делится своими взглядами на ситуацию со всеми возможными СМИ, в отличие от скупой на публичные выступления Генпрокуратуры (она не считает обоснованным возбужденное Следственным комитетом (СКР) уголовное дело).
После ходатайства Трунова о прекращении дела в отношении владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика и других руководителей аэропорта можно было подумать, что партия сыграна. Но похоже, что СКР жертву не принял. Каменщик остался под домашним арестом, а представитель СКР Владимир Маркин подтвердил выдвинутые обвинения: «Руководство аэропорта «Домодедово» самостоятельно внесло изменения в нормативные документы, удалив из лицензии пункт об обязанности обеспечивать безопасность пассажиров» (цитата по ТАСС).
Секрет хорошего дебюта – в дальнейшей стратегии. Ослабив собственные позиции (а в этой партии любое активное сопротивление ограничивает пути отступления), дальше нужно действовать стремительно и двигаться точно к цели, иначе численное преимущество противника начнет давать о себе знать. Цель Каменщика – отстоять аэропорт. Я помню лишь один случай, когда бизнесмен смог выиграть подобную партию, – в 1996 г. Дмитрий Рыболовлев, просидев 11 месяцев в сизо, не продал «Уралкалий». Правда, потом все равно продал – в 2010 г., после того как тогдашний вице-премьер Игорь Сечин возобновил работу комиссии по расследованию причин аварии на одном из рудников.