Опасно: легализация!

Юрист Георгий Русанов о том, эффективно ли Россия борется с отмыванием денег

Легализация (отмывание) преступных доходов считается в последние годы одним из наиболее распространенных «беловоротничковых» преступлений в мире. В России традиционно противодействию этому деянию уделяется не так много внимания, и воспринимается оно с некой долей «снисходительности». Например, УК РФ относит к тяжким преступлениям лишь особо квалифицированные случаи легализации (отмывания) преступных доходов (ч. 4 ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ). Обосновано ли такое отношение со стороны государства и эффективно ли уголовное законодательство в этой сфере?

Почему легализацию преступных доходов следует относить к преступлениям с повышенной степенью общественной опасности?

Первая причина – экономическая. По подсчетам МВФ, ежегодно легализуется 2–3% от общего мирового ВВП. В России эта доля, согласно исследованиям 2005–2007 гг., составляла порядка 27% от ВВП. К сожалению, более поздних масштабных исследований этого вопроса нет. На основе статистики мирового и российского ВВП несложно подсчитать, что объем легализованных денежных средств в мире составляет не менее $2200 млрд, а российский рынок легализации – никак не меньше $39 млрд (а скоре в районе $130 млрд, если исходить из доли в 10%). То есть в российской экономике ежегодно присутствует огромная доля «грязных денег», существенно влияющая на все происходящие в стране экономические процессы. Теневая экономика предполагает свои правила игры, далекие от тех, что задает государство.

Вторая причина – коррупционная. Эксперты FATF регулярно отмечают связь между числом коррупционных преступлений и эффективностью борьбы с отмыванием денег. В большинстве западных стран давно усвоили, что некоторые криминальные явления в обществе значительно проще устранить, борясь не с ними напрямую, а с их следствием. Например, чиновник получает крупную взятку за какую-либо «услугу» для взяткодателя. Выявить преступление на стадии получения взятки практически невозможно (по данным многочисленных исследований, около 95% всех случаев дачи и получения взятки не обнаруживается правоохранительными органами). Но чиновник получает денежные средства не для того, чтобы хранить их дома в комоде, он хочет их тратить. При этом он сам находится в «правовом поле», предоставляет декларации, отчитывается о доходах за себя и за родственников. Следовательно, чтобы иметь возможность полученные «грязные деньги» потратить, он должен их легализовать. Если такой возможности не будет, для него потеряет смысл то коррупционное преступление, которое он совершил. Перекрыв каналы отмывания денег, государство лишает смысла коррупционные преступления. Значит, борьба с отмыванием денег – это борьба с коррупцией.

Третья причина – криминальная. Деятельность организованных преступных групп в большинстве случаев направлена на получение доходов. В дальнейшем эти деньги вкладываются в легальный финансовый оборот. А зачастую задача состоит в том, чтобы полностью перевести криминальный бизнес в легальную сферу. Следовательно, борясь с легализацией, государство борется с организованной преступностью.

Четвертая причина – террористическая. В последние годы в мире участились случаи, когда приобретенные в результате совершения преступления деньги стали использоваться для совершения новых преступлений. Чаще всего такая взаимосвязь прослеживается в террористической деятельности. «Аль-Каида» (запрещенная в России организация) получала преступные доходы за счет производства и продажи наркотиков. Затем легализовывала их и использовала на территории другого государства для организации терактов. В последнее время в подобных схемах обвиняют ИГИЛ (запрещенная в России организация).

Отмывание денег напрямую связано с наиболее опасными для общества явлениями, такими как коррупция, бандитизм, терроризм и т. д. Но объем отмываемых в России денежных средств свидетельствует как минимум о неэффективности законодательства в сфере противодействия отмыванию денег. Стоит ли его поменять? Думается, можно выделить несколько направлений повышения эффективности.

1. Возможна коррекция уголовного законодательства. В настоящий момент в УК РФ предусмотрены две нормы, устанавливающие ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: если лицо отмывает доходы, приобретенные иными лицами в результате совершения преступления; если лицо отмывает доходы, приобретенные им самим в результате совершения преступления. Реальную общественную опасность несет только первый случай – это профессиональная деятельность по легализации преступных доходов, и именно такая деятельность, как правило, связана с коррупцией, организованной преступностью, терроризмом. Отказ от ответственности (либо установление дифференцированной ответственности) за менее общественно опасные случаи отмывания позволит ужесточить ответственность за наиболее опасные.

2. Уголовную ответственность за легализацию преступных доходов необходимо связать с тем преступлением, доходы от которого отмываются. Реальную общественную опасность, как представляется, имеют лишь отдельные цепочки взаимосвязей, например «коррупционное преступление – отмывание преступных доходов». Установление повышенной ответственности за легализацию преступных доходов в зависимости от вида предшествующего (предикатного) преступления также позволит сделать уголовное законодательство эффективнее в этой области.

3. Необходимо расширение административных мер. Несколько лет назад активно обсуждался вопрос об ограничении наличных расчетов физическими лицами в России определенной суммой (тогда речь шла о 600 000 руб.). Такая мера также вполне могла быть эффективной и существенно ограничить возможность распоряжения денежными средствами, добытыми преступным путем. Если обратиться к зарубежному опыту, то отмена такого порога в Италии привела к росту коррупционных преступлений. В 2015 г. было предложено этот порог вернуть (сейчас его обсуждают в размере от 1000 до 3000 евро). Как необходимый элемент борьбы с коррупцией такое ограничение называется во многих других европейских странах (Германии, Франции, Великобритании).

Предложенные меры являются лишь вариантом для возможных законодательных решений. Но необходимость повышения эффективности борьбы с отмыванием денег в России назрела. Это одновременно позволит сделать более эффективным противодействие другим криминальным явлениям, таким как коррупция, терроризм, ряд экономических преступлений и т. д.

Автор – научный сотрудник Университета Турина