Победа как допинг патриотизма
Как риск применения допинга в спорте зависит от российской трудовой и управленческой культурыПобеды нам нужны как допинг патриотизма. Это средство мобилизации граждан, взятое государством на вооружение и тем более важное в ситуации социально-экономических проблем. Национальной культуре управления, как много раз отмечено экспертами, присуща краткосрочность планирования. Национальной трудовой культуре, как много раз отмечено классиками, присуще умение максимально напрячься за пару дней до дедлайна и сделать работу, на которую отводился месяц. Какие риски существуют у сочетания всех этих факторов в ситуации, когда нужны спортивные победы?
Министр спорта Виталий Мутко в колонке в The Sunday Times извинился за то, что ряд российских легкоатлетов были уличены в применении допинга. «Нам стыдно за них», – пишет министр, сожалея, что нарушители не были пойманы раньше. Мутко просит не наказывать всех российских спортсменов, большинство из которых ведут честную борьбу.
Эти извинения связаны еще с осенним скандалом, когда доклад независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) обвинил Всероссийскую федерацию легкой атлетики в укрывательстве случаев допинга. Российские легкоатлеты были отстранены от соревнований под эгидой Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). Будут ли они допущены на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, IAAF решит 17 июня (в понедельник The Times со ссылкой на трех членов совета ассоциации написала, что не будут).
Колонка Мутко вышла буквально через несколько дней после интервью бывшего главы Российской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова The New York Times, в котором он обвинил российские власти в госпрограмме применения допинга.
По словам Родченкова, на Олимпиаде в Сочи с помощью ФСБ подменялись допинг-пробы в том числе российских победителей Игр. Все они отвергли обвинения, Минспорт решает, подавать ли в суд на The New York Times. Кстати, обвинения в манипулировании допинг-пробами и вмешательстве ФСБ в работу антидопинговых служб в Сочи содержались еще в осеннем докладе WADA.
Между этими скандалами был скандал с применением мельдония, который в целом закончился хорошо (WADA пересмотрело правила), но показал абсолютную беспечность российских спортивных чиновников, не реагировавших на официальные запреты.
Мы не знаем, есть ли какие-то доказательства у Родченкова или это «клевета перебежчика» (как считает пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков). Вполне может быть, что явных директив сверху не было. Но был явный заказ на победы и к сроку. Обидные поражения (11-е место в общекомандном зачете на Олимпиаде 2010 г. в Ванкувере) требовали быстрого реванша, тем более на «своей» Олимпиаде.
Подготовка спортивных побед – дело долгое и последовательное, зависящее от эффективной системы, каждодневного труда и буквалистского соблюдения правил. Если всего этого нет и вдобавок нет четкого контроля, в последний момент всегда появляется проблема, как нагнать, и не вполне законные варианты ее решения. А решать надо, потому что победа является частью государственной политики.