Почему вероятный импичмент Дилмы Руссеф на пользу Бразилии
По уровню политической культуры Бразилия Россию обогналаСенат Бразилии проголосовал в четверг за начало процедуры импичмента президента Дилмы Руссеф – она отстранена от власти на время судебного разбирательства, а оно может растянуться на полгода, т. е. продлиться и весь август, когда в Рио-де-Жанейро состоятся Олимпийские игры. Если две трети сенаторов признают ее виновной в нарушении закона о федеральном бюджете накануне выборов 2014 г., Руссеф лишится поста и не сможет заниматься политикой восемь лет. Сама Руссеф называет происходящее госпереворотом.
Исполняет обязанности Руссеф, пока суд да дело, вице-президент Мишел Темер, бывший соратник, а ныне один из главных ее преследователей.
Дилме Руссеф, которая оба раза выигрывала президентские выборы с небольшим перевесом (в первом случае набрала 56% голосов, во втором – 51,6%), не хватает харизмы, считают теперь в Бразилии, она плохо умеет выстроить отношения с коллегами, да и президентом она стала, потому что ее предшественнику Луису Инасиу да Силве не из кого было выбирать после громкого коррупционного скандала, который существенно сократил число его сторонников во власти.
В России эпопею с Руссеф эдак снисходительно назвали политическим карнавалом и сериалом. Бразилия воспринимается у нас как верный, но все-таки младший соратник, не тягаться ей с великой державой; правда, судя по процессу над президентом, по уровню политической культуры Бразилия Россию, похоже, обогнала.
Плохая мировая конъюнктура устроила Руссеф настоящую западню: когда цены на нефть, сою и другие продукты бразильского экспорта упали, восприятие политической ситуации у граждан резко обострилось. В тяжелые времена они предпочли выйти на улицы, а не сидеть по домам и радоваться рейтингу президента.
В Бразилии трудно найти политика с безупречной репутацией: против Темера с большой долей вероятности тоже начнется процедура импичмента, и обвинения будут еще более серьезными, чем против Руссеф. Спикер нижней палаты парламента Эдуардо Кунья, который мог бы занять место и. о. президента в этом случае, уже лишен неприкосновенности, конечно же, из-за коррупции. Выходит, неприкосновенных нет, а списывать все беды на происки США в Бразилии пока не принято.
К стабильности и хорошей жизни бразильцы не сильно привыкшие. Возможно, смена политической линии трех последних президентов (Кардозу, да Силва, Руссеф), которая и вдвое увеличила средний класс, и сократила крайнюю бедность, заставит бразильцев о своей пассионарности пожалеть. Но стоять на месте они точно не будут.