Что странного в прослушке мобильных телефонов
Право на тайну связи в России давно не соблюдаетсяСовместная разработка компании InfoWatch Натальи Касперской и инжинирингового центра МИФИ, которая даст работодателям техническую возможность прослушивать мобильные телефоны своих сотрудников, подняла волну обсуждения. Депутаты, министры и другие официальные лица даже взялись всерьез рассуждать о конституционных правах (тема в современной России, прямо скажем, скользкая).
Удивительно, что всех так взволновали именно мобильники, ведь, например, офисные АТС такой вполне документированной возможностью обладают давно. Я, например, отчасти благодаря этим свойствам АТС оказался в 2003 г. в Москве. Директор автоцентра в Казани, где я отвечал за работу телефонов и компьютеров, как-то узнал о такой возможности и приказал мне включить эту функцию на его телефоне. Я ему рассказал о Конституции, он мне – о моей будущей безрадостной жизни с переломанными руками. В итоге все остались довольны: директору телефон настроили другие спецы, я уволился и уехал в Москву, а сотрудники автоцентра благодаря моему прощальному подарку каждый раз при подключении к их разговору директора слышали характерный сигнал, предупреждающий о прослушке. В Москве же при устройстве на работу в инвесткомпанию меня сразу же предупредили, что все разговоры у них на всякий случай «пишутся», и взяли подписку о моем на это согласии.
Работодатели могут не только прослушивать офисные телефоны, но и просматривать корпоративную почту или перехватывать сообщения компьютерных мессенджеров, отправленные из корпоративной сети. Та же InfoWatch поставляет вполне легальные программы для защиты от утечек информации, позволяющие работодателю следить за контактами своего работника. Работники же обычно знают обо всех этих ухищрениях и, если хотят обмануть своих работодателей, используют мобильные мессенджеры, шифрующие свой трафик и потому более защищенные от внешней прослушки.
Особенно приятно слышать от властей ссылки на то, что прослушивать телефоны в России можно только по решению суда. Сразу вспоминается, как милиционеры по решению суда (и по заказу киллеров) прослушивали телефоны зампредседателя ЦБ Андрея Козлова перед его убийством. Или как всплыли на суде в Кирове записи прослушки телефона Алексея Навального аж от 2009 г., когда никакими уголовными делами против него еще и не пахло.
С правом на тайну связи у нас уже давно дело обстоит примерно так, как и с остальными конституционными правами.