Тунеядству – сбор
Почему Минтруду будет сложно обложить неработающих налогомВ четверг замминистра труда Андрей Пудов сообщил, что Минтруд обсуждает возможность введения налога для трудоспособных лиц, официально не состоящих в трудовых отношениях и не уплачивающих страховых взносов, как это уже сделано в Белоруссии: там такой платеж называется сбором на финансирование госрасходов и взимается с 2015 г. Позже пресс-служба Минтруда разъяснила, что министерство только изучает белорусский опыт и о введении налога речи не идет. Но осадок остался.
Белоруссия – единственная страна бывшего СССР, где длительное отсутствие у человека работы наказуемо. Однако и Белоруссия ушла от уголовного наказания, которым вплоть до 1991 г. каралось тунеядство по советскому законодательству. Чтобы стать советским тунеядцем, достаточно было не работать четыре месяца в году, современным белорусским – нужно полгода. Советский тунеядец мог отправиться на исправительные работы или даже в тюрьму, в то время как белорусскому грозит штраф или обязательные работы.
У российских властей идея обложить налогом или сбором неработающих возникала неоднократно в последнее время. Таким способом они хотят бороться с теневой занятостью и, соответственно, недополучением государством налогов и социальных взносов. В 2015 г. замруководителя Роструда Михаил Иванков предлагал ввести сбор со всех граждан трудоспособного возраста, за исключением официально трудоустроенных, зарегистрированных безработных, студентов, пенсионеров и льготников. Депутат петербургского заксобрания Андрей Анохин предлагал сделать обязательной регистрацию на бирже труда всех безработных, а за уклонение от работы или регистрации дольше полугода наказывать исправительными работами.
О специальном взносе на ОМС для неработающих граждан упоминал Минфин в документе о направлениях бюджетной политики на 2015–2017 гг.
Во всех случаях дальше обнародования идеи дело не пошло, и у авторов не было возможности разъяснить, как, собственно, они предлагают собирать какие-либо деньги с тех, кто никаких денег официально не получает. Или реально никаких денег не получает.
Нет объекта обложения – нет налога: ни по сути, ни по факту нельзя обязать платить налог за отсутствие дохода, говорит партнер юридической компании Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Нельзя и заставить человека работать – свобода труда охраняется Конституцией. Для борьбы с теневым сектором у государства есть другие ресурсы, но проще и эффектнее, конечно, ввести такой налог и отчитаться о принятых мерах. Между тем взыскание средств с физлиц весьма хлопотно: сначала судиться, потом с приставами ходить искать имущество – и так со всеми миллионами занятых в теневой экономике, и так каждый год.
Впрочем, многим россиянам идея нравится. По данным опроса ВЦИОМа за декабрь 2015 г., 45% опрошенных одобряют принятие в том или ином виде закона о тунеядстве, 46% возражают против этого. Минтруд должен решительнее пропагандировать идею, если хочет стать Минтунеядство.