Плацкарт как стандарт российского потребления
Почему РЖД не будет отказываться от плацкартных вагоновМечте Владимира Якунина не суждено сбыться: новое руководство РЖД решило не отказываться от плацкарта как типа пассажирских перевозок, а только заменить старые модели плацкартных вагонов на более современные. Как объяснил преемник Якунина на посту президента РЖД Олег Белозеров, плацкарт сохранят из-за популярности у пассажиров, которые выбирают его из-за сравнительной дешевизны. На долю плацкарта сегодня приходится около 70% всех пассажирских перевозок.
Для бюджетных путешествий на дальние расстояния альтернативы плацкарту, тариф на который регулируется государством, в России практически нет. Хотя сравнение стоимости ж/д- и авиапутешествия из Москвы во Владивосток надо проводить осторожно: на этом направлении авиатарифы тоже субсидируются. Самый дешевый плацкартный билет – почти семь суток в пути, 9000 км – стоит около 7000 руб., а за 10 500 можно сесть на фирменный поезд и сэкономить сутки. Билет в купейный вагон обойдется в 1,5–2 раза дороже. «Плоский» тариф «Аэрофлота» составляет 10 000 руб., но число таких билетов ограничено, и они быстро раскупаются. После банкротства «Трансаэро» число авиарейсов на Дальний Восток сократилось.
Все равно сложно представить семь суток в плацкарте, и кажется, что авиаторы должны составлять серьезную конкуренцию РЖД за Уралом. Но здесь нельзя не заметить, что пассажиры ездят не только из Москвы. Авиационная связность нашей огромной территории очень низка, местных и межрегиональных рейсов почти не осталось. Другая альтернатива – автобусы – также не может быть массовой из-за дальности, состояния автодорог, состояния рынка перевозок.
Еще один способ быстро преодолевать большие расстояния без плацкарта – скоростные поезда. Для них в России не построена инфраструктура.
Впрочем, Якунин говорил все же о комфорте и хотел пересадить пассажиров в купе. Плацкарт в ХХI в. не имеет права на существование, так как более не соответствует «нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность», объяснял он в интервью «Российской газете» в январе 2015 г. Очевидно, для этого не хватает соответствующего снижения тарифов – купе останется дороже, и сегодня полностью переходить на него политически неверно. Пассажиры терпят и не ропщут, а если построить им новые вагоны вместо старых – и вовсе будут довольны.
Плацкарт как стандарт потребления в России – одна из традиционных ценностей. Техническая эволюция созданного еще 100 лет назад плацкартного вагона – символа поглощения коллективным частного – совпадает с изменением представлений о месте и роли личности в обществе. Дореволюционные аналоги были почти вдвое короче современных и, соответственно, менее вместительными. Большие плацкартные вагоны, на 60 лежачих мест, появились в середине 30-х, а вагоны с форточками вместо глухих окон пошли в серию вскоре после смерти Сталина. Вагоны с улучшенной внутренней планировкой появились при позднем Ельцине, биотуалеты – при раннем Путине. Скоро, вероятно, появится и WiFi – будет почти все, кроме той самой якунинской интимности, иначе – личной свободы.