Ребята не с нашего двора
Депортация стала основным методом миграционной политикиРоссия ужесточает миграционную политику инструментами административной юстиции, заменяя фильтр на границе более суровыми наказаниями для гастарбайтеров. Фонд «Гражданское содействие» представил во вторник доклад Константина Троицкого «Административные выдворения из России – судебное разбирательство или массовое изгнание?», который показывает существенное ужесточение практики наказаний гастарбайтеров.
По данным судебного департамента при Верховном суде автор подсчитал, что число решений о выдворении за нарушения миграционного законодательства выросло в 2011–2014 гг. в 4,9 раза, с 39 609 до 195 148. В 2015 г. их число сократилось на 10,8% до 174 037. В Москве в 2011–2014 гг. число решений о выдворении увеличилось в 4,8 раза, снижение в 2015 г. составило менее 2%. Троицкий отмечает, что суды нередко рассматривают дела о правонарушениях в сфере миграции с нарушением процессуальных норм: в ускоренном режиме (от 2 до 5 минут на одно дело), не давая гастарбайтерам возможности воспользоваться переводчиком и адвокатом, одновременно рассматривают сразу несколько дел. Подавляющее большинство нарушителей приговаривают к депортации, нередко с одновременным штрафом. Суды, как правило, выносят решения о самостоятельном отъезде нарушителей, чтобы избежать расходов бюджета на высылку, но нередко оно не выполняется и мигранта судят повторно.
Расширение практики выдворения – не единственная мера. Число уроженцев стран СНГ, которым запретили въезд в Россию за нарушения миграционных правил, в 2012–2014 гг. выросло в 9 раз – с 73 816 до 675 950 человек, в 2015 г. снизилось до 481 404. За четыре года число невъездных составило 1,6 млн.
Принятая в 2012 г. концепция миграционной политики предусматривала установление более четких правил в этой сфере. Но дальше упрощения процедуры получения патентов на работу и регистрации по месту жительства дело не продвинулось, отмечает демограф Ольга Чудиновских. Зато 12 поправок в миграционное законодательство, внесенных в 2013–2015 гг., усложнили правила пересечения границы и получения права на работу, ужесточили наказания, установили обязательную депортацию там, где раньше была возможность ограничиться штрафом.
По мнению Троицкого, рост числа высланных – асимметричный ответ государства на миграционные вызовы. Гастарбайтеры все чаще рассматриваются не как дешевая рабочая сила, а как социальная база криминала и терроризма. По политическим мотивам Москва не может ввести визы и пытается ограничить поток мигрантов административно. Чудиновских считает принятые меры непропорциональными и чрезмерными. Они выталкивают мигрантов на черный рынок и могут привести к усилению социальной напряженности в странах Центральной Азии.