Волки и овцы Барвихи
После скандала в Подмосковье верить обещаниям честных выборов будет труднееЕдинственный участник громкого, но скоротечного скандала вокруг муниципальных выборов в Барвихе, к которому нет вопросов, – это новый председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Свою первую трудную ситуацию на новом посту она разрулила не без изящества: требования Алексея Навального и его сторонников «прекратить беспредел» вроде как выполнены, но выборы отменены не в связи со злоупотреблениями, на которые указывали оппозиционеры, а из-за чисто процедурных нарушений, допущенных местным избиркомом. То есть и волки, требующие не поддаваться давлению «так называемой оппозиции», сыты, и овцы, ратующие за честные выборы, целы.
К членам команды Навального вопросы есть. В споре с Памфиловой они выглядели не очень убедительно, по сути требуя восстановить законность любой ценой, пусть даже через прямое нарушение закона. Такая вот борьба за мир до последней капли крови. А их странное решение сняться с выборов на следующий день после встречи с главой ЦИК, не дожидаясь рассмотрения их жалоб, скорее льет воду на мельницу тех, кто говорит, что внесистемной оппозиции нужны не сами выборы, а исключительно предвыборные скандалы.
Но больше всего вопросов возникает к третьей стороне этого конфликта – нерушимому блоку единороссов и руководящих работников. Зачем они вообще затеяли всю эту историю с массовым (по сельским меркам, разумеется) досрочным голосованием? Нет, конечно, авторам этого действа не откажешь в определенной изобретательности: поскольку просто снять, как это обычно делается, нежелательных кандидатов за брак в подписных листах было невозможно в силу малочисленности подписей, пришлось придумывать нечто более оригинальное. Но ведь провернуть фокус с голосованием граждан, скоропостижно получивших барвихинскую прописку за пару недель до выборов, можно было и в день голосования, не привлекая такого внимания. А тут был выбран самый что ни на есть демонстративный вариант – не только с подвозом «переселенцев» к избиркому, но и с их регистрацией, если верить оппозиционерам, в доме одного из кандидатов-единороссов.
Если бы организаторы этой акции руководствовались железной логикой, убедительный ответ на эти вопросы напрашивался бы только один: власти сознательно спровоцировали конфликт, чтобы дать Памфиловой проявить себя во всей красе. Но так как с логикой наши начальники дружат редко, приходится сделать другой вывод – что обещания Кремля о честных выборах остаются сотрясением воздуха. А значит, мирить волков и овец Памфиловой придется еще не раз.