АФК «Система» хочет быть более предсказуемой
Новая дивидендная политика противоречит лидерской системе управленияАФК «Система» взяла на себя дивидендные обязательства: с 2016 г. корпорация обещает акционерам не менее 4% годовых дивидендной доходности, при том что выплаты на акцию составят не меньше 0,67 руб.
Не секрет, что АФК «Система», несмотря на весь большой штат менеджеров, размеренные корпоративные процедуры и торгуемые на разных биржах ценные бумаги, была и остается компанией волюнтаристских решений одного человека. Какие бы предложения ни готовил менеджмент, окончательное слово всегда за Владимиром Евтушенковым. Не случайно в совет директоров «Системы» выдвигаются и проходят только его кандидаты, а сам совет компания считает по сути не наблюдательным, а исполнительным органом и ревностно охраняет его от чужаков. Обычно будущие кандидаты в члены совета директоров «Системы» начинают знакомиться с работой холдинга чуть ли не за год до избрания, говорил источник в компании. Причина – опасение, что кандидат не будет соответствовать уровню других членов совета, выпадет из него и совет потеряет в эффективности работы, объяснял он.
У такого устройства есть свои плюсы – инвестор, по сути, вкладывает деньги вместе с Евтушенковым, покупает, если можно так выразиться, долю в нем самом, разделяя его бизнес-успехи. Так, рядовому инвестору очевидно не удалось бы приобрести предприятия Башкирского ТЭКа, а вот Евтушенков смог, и это не замедлило сказаться на акциях АФК. Но минусы такого управления – продолжение его плюсов.
Дело даже не в том, что домашний арест Евтушенкова в 2014 г. за короткий срок уронил цену акции «Системы» с $25 до $7 – эта реакция инвесторов естественна. Проблема в том, что акционеры АФК точно так же разделяют личные риски самого Евтушенкова, поэтому его выход из-под ареста по большому счету на котировках не сказался. Ведь инвесторы покупали долю в удачливом бизнесмене, сумевшем вовремя предвидеть падение Юрия Лужкова и заранее дистанцироваться от мэра Москвы. А ситуация с отъемом «Башнефти» поставила вопрос об устойчивости позиций самого Евтушенкова в Кремле, от которых, по сути, зачастую зависит успешность инвестиций в нашей стране.
В управленческих структурах с сильной личной властью решения лидера зачастую непредсказуемы. Это хорошо для пропаганды (всегда можно сказать: наш лидер всех переиграл), но плохо для инвестиций, любящих ясность и прозрачность. Поэтому желания инвесторов получить от «Системы» ясное понимание в отношении будущих дивидендных потоков находились в противоречии с той логикой управления корпорацией, в которой только Евтушенков решал, сколько денег может заплатить сегодня «Система».
Таким образом, принятая на прошлой неделе дивидендная политика – интересный для России эксперимент по добровольному самоограничению лидерской системы управления. Если эксперимент удастся, это может повысить стоимость акций «Системы». Но прежде инвесторы должны убедиться в жизнеспособности новой дивидендной политики. Первый стресс-тест ей предстоит пройти уже осенью.