Коллекторы должны работать в суде
Юрист Георгий Русанов о том, может ли уголовное право защитить от коллекторовПоследние несколько лет в России активно обсуждается вопрос противодействия незаконной коллекторской деятельности. Следует отметить, что деятельность коллекторов в целом является общемировой практикой и включает в себя прежде всего работу в судах. То есть, проще говоря, плохие долги покупаются за меньшие деньги, а затем в судебном порядке коллекторы добиваются их возвращения путем наложения ареста на имущество, описи и изъятия имущества должника и т. д. К сожалению, в России при упоминании о коллекторах воображение рисует, как правило, образы бывших уголовников или бывших сотрудников полиции, использующих силовые методы отъема денежных средств. Коллекторские организации сами создали себе такой имидж. А последние скандальные новости о правонарушениях коллекторов вынудили заняться регулированием их деятельности Государственную думу.
Но мало регулировать деятельность, в такой ситуации особое значение имеет наказание за нарушение установленных правил. Следует отметить, что уголовный закон оказался не готов к такой новой криминальной форме поведения.
Основная проблема уголовного законодательства применительно к коллекторам связана с тем, что ответственность наступает только за возможные последствия их действий. Например, наиболее часто в процессе возвращения долга коллекторы совершают преступления против собственности, прежде всего грабежи, разбои и вымогательства. Если коллекторы требуют вернуть долг под угрозой применения насилия – совершается вымогательство; если же (что тоже случается) самостоятельно изымают денежные средства или иное имущество в счет уплаты долга, то совершается, в зависимости от характера примененного насилия, грабеж или разбой. Все эти преступления по своей сущности являются корыстно-насильственными. Следовательно, происходит не только непосредственное изъятие денежных средств (либо иного имущества), но и причинение морального, а чаще всего и физического вреда здоровью потерпевшего, а иногда и его близких. В черном списке коллекторских преступлений также находятся побои, истязания, причинение вреда здоровью различной степени тяжести и даже убийство и изнасилование. Соответственно, реакция правоохранительных органов возможна только после совершения одного из указанных деяний. Зачастую такая реакция является запоздавшей, а последствия преступления необратимыми.
Но деятельность коллектора, как правило, не начинается с причинения физического вреда; процесс выбивания денежных средств в подавляющем большинстве случаев начинается с угроз, бесконечных звонков, напоминаний о долге и т. д. Сегодня на этой стадии правоохранительные органы беспомощны, а ведь именно в этот момент есть потенциальная возможность предотвратить дальнейшее раскручивание цепочки. Представляется, что юридическим механизмом, который позволил бы противодействовать незаконной деятельности коллекторов на ранней стадии, могла бы стать уголовная ответственность за преследование. В уголовном законодательстве зарубежных стран по-разному подходят к пониманию преследования как уголовно-правового термина. Тем не менее сущность этого явления одинакова – систематическое преследование потерпевшего различными способами с определенной целью. В качестве конкретных форм преследования могут выступать телефонные звонки (в том числе в нерабочее время); развешивание листовок, плакатов, клевета; различные формы психологического воздействия; слежка за потерпевшим и т. д. Суть заключается в том, что потерпевшему умышленно систематически создаются некомфортные условия для жизни и работы.
Если обратить внимание на специфику деятельности российских коллекторов, то основная их цель как раз заключается в создании некомфортных условий для жизни потерпевшего, что должно его вынудить вернуть долг. По своей сущности такая деятельность незаконна, но юридически не ведет к наступлению уголовной ответственности. Введение уголовной ответственности за преследование ограничит деятельность коллекторов уже на этом, начальном, этапе. Следовательно, позволит предотвратить более общественно опасные преступления.
Заметим, что уголовная ответственность за преследование является частью уголовного законодательства многих зарубежных государств. Ответственность за преследование в той или иной форме установлена в США, Великобритании, Австралии, Германии, Франции, Италии и т. д. Это могут быть как общие нормы, которые защищают от преследования всех граждан, так и специальные нормы, защищающие отдельные категории граждан, например женщин. Достаточно часто в качестве наказания применяется тюремное заключение. Например, в Германии можно получить за преследование до трех лет тюрьмы, а в Индии до пяти лет.
Уголовная ответственность за преследование является важным, общепризнанным инструментом противодействия умышленному вмешательству в личную жизнь потерпевшего. По сути, полностью соответствует деятельности коллекторов в отношении должников. В этой связи законодателям следует задуматься о перспективах введения данной уголовно-правовой нормы в России. Модальность самой уголовно-правовой нормы, безусловно, требует отдельного детального изучения и обсуждения.
Автор – научный сотрудник Университета Турина