Декларационные хлопоты
Даже несовершенные институты общественного контроля дисциплинируют властьДаже слаборазвитые институты демократического государства дисциплинируют правящий класс, вынуждают его более тщательно соблюдать публичные правила игры. Опубликованные на днях декларации депутатов разных уровней и чиновников и их пояснения по поводу имущества – лишнее тому подтверждение. Вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно объяснял происхождение элитной квартиры в центре Москвы (насколько убедительно – другой вопрос), чтобы опровергнуть сведения о ее цене, обнародованные Transparency International.
Сейчас почти четверть депутатов – 107 из 450 – не состоят в зарегистрированном браке. 21 депутат, в том числе председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и зампред Госдумы Андрей Исаев, развелись с супругами в последние три года. Возможно, это всего лишь совпадение, но им задавали неприятные вопросы о происхождении имущества. Эти вопросы – следствие принятых в последние годы законов о борьбе с коррупцией, которые обязали публиковать сведения о доходах и имуществе депутатов, госслужащих и их родственников, расширили список декларантов и подаваемых сведений. Эти данные привлекли внимание СМИ и гражданских активистов.
Вице-президент Transparency International Елена Панфилова полагает, что изменения в семейном положении отражают особенности антикоррупционной кампании последних лет. Чиновники и депутаты пытаются вывести из-под удара свои доходы и имущество, пользуясь отсутствием четкой ответственности по закону и усложняя схемы юридического оформления собственности. Развод – один из самых удобных способов сохранить имущество за счет формального отчуждения.
Даже при подконтрольности судов, слабости гражданского общества и независимых СМИ новые правила дисциплинируют госслужащих. Им приходится соблюдать если не дух, то букву закона: вовремя подавать декларации и заботиться об их правдоподобии, чтобы не вызывать лишнего внимания контролеров и СМИ. В противном случае можно ждать неприятностей от первых и неудобных вопросов вторых. В ноябре 2015 г. глава администрации президента Сергей Иванов говорил, что контрольная комиссия проверила 1,5 млн деклараций, по итогам проверки 4000 чиновников были наказаны, 272 – уволены. Но понятно, что механизм полноценно заработает, только когда госслужащие будут отчитываться не только перед начальством, но и перед обществом.
Близкая ситуация и с проведением выборов: их участники находятся в неравных условиях, партия власти имеет преимущество, конкуренция идей и лидеров нередко подменяется административным допуском на политический рынок. Тем не менее даже такой облегченный вариант избирательного процесса заставляет власть представлять программу действий, за выполнение которой теоретически придется отвечать, и дает оппозиции некоторые дополнительные возможности участия в контроле за избирательным процессом.