Как строится образ вождя
Философ Александр Рубцов о том, что должна показывать прямая линия с президентомОбщение лидера с населением проходит у нас в двух основных масштабных форматах: послание Федеральному собранию и прямая линия. С точки зрения адресности и целевой аудитории форматы различаются не так сильно, как кажется. Послание – тоже прямая линия, только односторонняя. Адрес – аудитория телевизора; собранная в зале «элита» – уже во вторую очередь. Эти люди – не публика, а участники спектакля; их дело кивать головами, строить вдумчивые лица, где надо смеяться и аплодировать.
В прямой линии постановка аудитории тоже присутствует. Поскольку участники специально не обучены, часто переигрывают, как и министры на оглашении послания. Но это общая проблема: в передаче «Приют комедиантов» тоже сплошной поставленный наигрыш, хотя там режиссер и профессиональные актеры. Когда говорят: «Давайте веселиться!» – веселье, как правило, прекращается; изображая повышенную заинтересованность, часто пропускают смысл.
Тематическая структура всего этого мегатекста понятна: общая идеология и стратегия («философия дня»), внешняя и внутренняя политика, экономика и социальный блок, включая культуру и науку, текущие проблемы... Но есть и конструкция образа, структура имиджевых задач, решаемых произносимым текстом (в прямой линии это главное, хотя есть и в послании). По большому счету в этой политической культуре имиджмейкер (в самом общем и высоком смысле этого слова) сплошь и рядом бывает главнее обычного политического консультанта по линейным направлениям и конкретным функциям. И это понятно: на рейтинге держится весь режим.
Итак, набросок структуры имиджа.
Уверенность и контроль. В общении с народом важно показать, что сомнений в проводимой политике нет и что управляемость остается на недосягаемой высоте. Двойной контроль – над собой и ситуацией, над мыслью и делом. Все идет по плану, даже если план инфернальный и все рушится в тартарары. Значит, это происки врагов, мы все предвидели, заранее приготовились, отвечаем адекватно, отсюда обструкция и изоляция, предательство и бегство последних союзников, удушающие санкции, экономический кризис и обнищание нищих на фоне докапитализации капиталистов. «Вождь не может ошибаться» – и сомневаться тоже! Эманация спокойствия и уверенности оказывает терапевтический эффект, особенно эффективно воздействуя на бедствующих невротиков.
Тотальная осведомленность и ресурс оперативной памяти. Этот оттенок имиджа у нашего руководства излюбленный и индивидуально отработанный. Иногда выступающий начинает плыть от неудобных вопросов и необходимости говорить на неприятные темы, но обретает равновесие и контроль над собой, возвращаясь в привычное для себя информационное поле. Тут он имеет возможность щеголять всезнанием – обстоятельствами, фактами и особенно цифрами, демонстрируя нечеловеческую память и безмерный ресурс ручного управления. Этот образ навевает мысли о том, нужны ли вообще при таком президенте политические фигуры в администрации и правительстве. И тут же напрашивается ответ: поэтому их, собственно, и нет. Последним человеком, способным потянуть собственную позицию, был, кажется, Кудрин; потому и сейчас не забыт, хотя и в других качествах.
Всеобщая точечная забота, экономика дара, светоч перераспределения. В политическом пиаре это называется «дойти до каждого». В ходе прямого общения люди обращаются к главе государства со своими мелкими проблемами, заботами и бедами. Реакция незамедлительна и всегда положительная: платье девочке, девайс мальчику, билет на елку. Покуда это дети, все понимают, что это игра, но такая не слишком обременительная игра дорогого стоит.
Возможны и более серьезные решения, принимаемые непосредственно в ходе общения с народом. Обычно это поручения: решить проблему, взять на контроль, но бывают и прямые реакции, живо напоминающие о присутствии в нашей реальности особого рода «экономики дара». Культура примитивная, но действенная. Авторитет вождя племени определяется щедротами, которыми он одаривает соплеменников. Конкурент пытается эти щедроты перекрыть собственными дарами. У нас такая конкуренция исключена на политическом уровне и сведена к минимуму на уровне повседневном. Государство устанавливает собственную монополию на благодеяния. А в той мере, в какой «государство – это он», такая монополия оказывается в значительной мере персонифицированной, хотя бы через благодарность посредников, например, в лице деятелей театрального искусства.
Перераспределять бюджет между отраслями непосредственно в ходе прямого общения с народом не очень получается, но об этом можно рассказать, что тоже важно в культуре символически значимого дарения.
Геополитическое величие. В ответах на вопросы о международном положении и внешней политике должен проступать образ лидера мировой державы, общающегося с прочими великими мира сего на равных, если не свысока, с уровня своего геополитического, да и просто человеческого хитроумия. Очень помогает имитация диалога: они мне (нам) говорят, а я (мы) им в ответ... За прямолинейностью, возвышающейся уже и над обычным, хваленым хитроумием, стоит историческая Правда. Нам нечего скрывать и даже незачем кого-то «обыгрывать»: нас уже рассудила сама история. У России снова есть позиция в мире и миссия, которую ей вернул новый мессия. Ресентимент находит свое разрешение в геополитическом харрасменте.
Духовный авторитет и хранитель веры. Мораль в законе. В ходе прямого общения с народом удобнее всего демонстрировать непревзойденные моральные качества: открытость, честность, прямоту, бескорыстие, почти самопожертвование. Особая тема – кодекс служения – готовность отдать силы и положить жизнь на благо народа и Отечества. Верность истории и традиции, близость к корням. Гордость за Россию, как бы она ни выглядела и что бы в ней ни происходило. Сакральные темы практически не обсуждаются, но стоят за кадром. Сочетание функциональности с духовными высотами. Носитель идентичности и защитник скреп, хранитель культурного кода.
Естественно, все это трудно назвать разговором в обычном смысле слова. Несмотря на море писем и аналогии с социологическим опросом, скорее это все же монолог, обращенный к населению. Даже «голосом народа» здесь говорит тот, кто готовит мероприятие, отбирает вопросы из гигантского массива и распределяет между специальными людьми то, что не всплыло само, но нужно по сценарию. Если по уму, эти вопросы как раз и отбираются так, чтобы в совокупности отразить все лучшие грани светлой личности, ответить на ожидания. Естественно, все острые вопросы будут заданы, но в приличной форме и без навязчивых повторений, как это когда-то бывало. В итоге беседа доставит ее участникам большое и взаимное удовольствие, почти удовлетворение.
Автор – руководитель Центра исследований идеологических процессов