Ручной вывод из ручного управления
Технологические улучшения без политической реформы не дадут существенного результатаВ правительстве вновь обсуждается административная реформа. Теперь предлагается отказаться от неэффективного ручного управления и перейти к проектной системе, ввести публичную оценку эффективности чиновников и т. д. Заниматься этой реформой и другими должен специальный проектный офис, который будет разрабатывать задачи для правительства и следить за их исполнением (эту идею президент Сбербанка Герман Греф продвигает уже год).
Нельзя не отметить известного либерального оптимизма в постоянных попытках провести реформы. Сейчас он, очевидно, подпитывается затянувшейся рецессией, необходимостью экономить, а также началом длинного электорального цикла. Действительно, политическая воля к реформам в каком-то количестве может быть явлена. В этой воле и проблема.
Контуры будущей реформы пока не ясны, явно будут разные предложения от разных групп разработчиков. Например, Михаил Дмитриев, Завен Айвазян и Сергей Зуев предлагают перейти от функционального принципа организации управления к процессному, что позволит наладить взаимодействие между ведомствами «по горизонтали», увеличить эффективность работы и снизить стоимость госуслуг. Это замечательно, но вопрос в том, как будут сводиться разные предложения и не станет ли принятый вариант реформы лоскутным одеялом (что не раз бывало).
Успех зависит от стратегии и масштабов вероятной реформы, а также методов ее реализации. Обновления технологий госуправления и повышения их прозрачности недостаточно.
Без выработки четких целей развития страны и новой позитивной экономической повестки повышение качества госуправления будет незначительным, считает Андрей Яковлев из НИУ ВШЭ.
Само создание проектного офиса – уже проблема. Если центр реформ будет частью правительства, его мероприятия не встретят аппаратного сопротивления. Но тогда реформы не затронут важнейшую проблемную часть бюрократии: правоохранительную и судебную системы. Без этого невозможно гарантировать неприкосновенность бизнеса и улучшить инвестиционный климат. Если же центр реформ получит полномочия на преобразования силовых ведомств и правосудия, его придется организовать в администрации президента и ставить во главе него политическую фигуру (например, Алексея Кудрина). Это означает создание параллельного правительства (или надправительства), что гарантирует противодействие бюрократии.
Главный же парадокс реформы в том, что она должна быть одобрена президентом Владимиром Путиным, который последовательно концентрировал полномочия в собственных руках, говорит политолог Николай Петров. То есть отказ от ручного управления должен происходить в ручном же режиме. Вот тут как раз нужен серьезный либеральный оптимизм.