Новая кремлинология
В чем для Запада состоит отличие нынешнего российского руководства от советскогоСудя по последним громким публикациям, в западном общественном мнении утверждается новый негативный образ руководства России. Российская система власти видится как коррумпированная, связанная с криминалом, использующая криминальные методы и вне страны. Одновременно растет спрос на старую добрую кремлинологию – попытки экспертов по редким публичным сигналам понять расстановку сил и актуальные изменения в элите. Во времена холодной войны этот метод был нужен для понимания того, что происходит в советском руководстве.
На прошлой неделе телеканал BBC показал документальный фильм «Тайные богатства Путина», в нем собрана в основном информация, которая уже публиковалась. Но бренд и аудитория BBC задают совсем другой уровень распространения и доверия к этой информации. Также в фильме представитель минфина США Адам Шубин впервые делает публичное заявление о коррумпированности Путина; через несколько дней пресс-секретарь Белого дома Джордж Эрнест отметил, что эти слова отражают позицию администрации. Фильм вышел почти сразу после публикации в Лондоне доклада по итогам публичного дознания об убийстве Александра Литвиненко (в докладе утверждается, что убийство, «скорее всего», совершено с ведома Кремля).
После двух лет напряженного внешнеполитического противостояния, связанного с украинским конфликтом, Кремль получает новый репутационный удар.
При этом усиливаются гадания о ситуации в путинском окружении. В пятницу в очередном выпуске аналитики американской компании Stratfor делают предположение о том, что Путин испытывает трудности с контролем над ближайшим окружением.
Поводов два: Игорь Сечин не появился на встрече министра энергетики с руководителями российской нефтяной отрасли (эксперты считают, что это фронда), Рамзан Кадыров делает громкие заявления о «врагах народа» (тут эксперты видят предложение президенту опереться на Кадырова в трудную минуту и желание выдвинуться на федеральный уровень).
Понятно, что возрождение кремлинологии связано с выросшей закрытостью российской политической системы.
Любопытно, какова связь между закрытостью российской политической системы и ростом негативного досье на Западе. Ведь когда-то Путин стремился дружить с Западом, его вроде бы не приняли, и он мог обидеться, начать закрывать Россию и заодно делать резкие шаги внутри и вне страны. Но возможно и другое сочетание: рассматриваемые криминальные эпизоды относятся к середине 2000-х и даже к 1990-м гг. Если допустить их правдивость, мы придем к тому, что коррумпированная система развивалась естественно и усиление закрытости – логичный шаг для нее. А репутационный удар оформился только сейчас потому, что на расследования и судебные процессы нужно было время.
В отличие от советского Кремля, для понимания которого кремлинологам нужно было знать символический язык расстановки на трибуне и передовиц в «Правде», понимание российского Кремля требует скорее знать язык и кадровые механизмы криминальных сообществ. Информации о Кремле сегодня много, но механизм смены власти так же скрыт от внешнего наблюдателя.