Партия крепких хозяйственников
Российский бизнес так и не создал политических механизмов отстаивания своих правРоссийской политике (т. е. Кремлю) снова понадобилась правая идея, вернее, правая партия под думские выборы, вернее, даже не правая партия, а партия бизнесменов-государственников, способная предложить мало-мальски осмысленную экономическую повестку во время кризиса. Судя по всему, возглавит проект бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Эволюция правых партийных проектов в России показательна: после того как «Союз правых сил» не попал в Думу в 2003-м, правые партии становились все более декоративны. «Правое дело» поручали, а затем отбирали в 2011 г. у Михаила Прохорова, Прохоров лично стал успешным «правым проектом» на президентских выборах 2012 г., заняв третье место, но не смог затем развить успех в партстроительстве – «Гражданскую платформу» у него тоже отобрали.
Борис Титов будет «посистемнее» Прохорова – он был членом высшего совета «Единой России», а в октябре прошлого года, уже будучи бизнес-омбудсменом, стал координатором промышленного комитета ОНФ. Защита прав предпринимателей у него получается с переменным успехом, судя по налоговым, законодательным и правоприменительным ограничениям для бизнеса. Партийный проект Титова может быть успешнее с точки зрения прохождения в Думу, но он будет иметь совсем уж малое отношение к правой идее.
Бизнес, в развитых демократиях имеющий механизмы политического отстаивания своих интересов, обеспечивая приемлемые для себя и способствующие процветанию государства правила игры, в условиях современной России предпочитает принимать предлагаемые властью правила. Правая идеология основывается на незыблемости рыночных институтов, важнейший из которых – защита частной собственности.
В России этот институт не работает, а успех бизнеса зависит от доступа к административной ренте. Если власть принимает решения, которые долгосрочно вредят развитию бизнеса, экономики, страны, сделать с этим ничего нельзя, потому что власть продолжает распределять ренту. За последние годы было лишь два публичных выступления бизнесменов с политическими декларациями – письмо 37 интернет-предпринимателей в поддержку Алексея Навального на выборах мэра Москвы в 2013 г. и письмо британского миллиардера Ричарда Брэнсона против войны на Украине – его подписали пять российских бизнесменов.
Модельная история вовлеченности бизнеса в политику для России – кейс Михаила Ходорковского. Никто не хочет сидеть в тюрьме – но многие сидят и без всякой политики. И даже как раз из-за отсутствия политики.
Наверное, социологи могут тут делать выводы о российских культурных традициях. Предпринимательство как миссия уж точно не существовало в СССР и не успело развиться в культуре бизнеса за «лихие» 90-е. Возвращение сильной руки и государственного распределения ренты поставило на этих возможностях крест. Крепкие хозяйственники – такое название, возможно, скоро будет ближе оставшимся российским предпринимателям. Кстати, вероятная партия Титова пойдет на выборы с лозунгами Столыпинского клуба: новая промышленная политика, денежное стимулирование роста и т. п.