Дело Renault – новый «дизельгейт» или ложная тревога?
Судьба автоконцерна во многом зависит от позиции властей ФранцииРовно неделю назад, 14 января, инвесторы бросились продавать акции Renault. В течение дня их котировки падали на четверть, торги закрылись падением на 9,26%. Дешевели и акции всех других европейских автоконцернов, но не так сильно – от 2,05% (Daimler) до 4,95% (Fiat Chrysler). Шок и панику вызвала новость об обысках в техцентрах Renault для проверки системы контроля за выбросами автомобилей.
Французские власти не скрывали намерения проверить автомобили разных компаний на предмет соответствия экологическим нормам после того, как грянул «дизельгейт» с Volkswagen. Очевидно, новость об обысках была расценена как подтверждение виновности и Renault. Сама компания поспешила сообщить, что никакого «вредоносного» софта не использует. Проблема, по ее мнению, кроется в ошибках с настройками моторов. Так, уже 19 января было объявлено об отзыве 15 000 одного из бестселлеров Renault – субкомпактного кроссовера Captur как раз для устранения проблем с настройками двигателей.
Renault указывает, что в создавшейся ситуации претензии предъявить к ней сложно, поскольку формально она не нарушала процедур омологации дизельных двигателей к нормам «Евро-6». По европейским законам она должна проводиться в лабораторных условиях на стенде, а не непосредственно на дороге. Французские чиновники проверяли машины именно в реальных условиях. «Мы не можем сказать, что не соответствуем стандартам, потому что для реальных условий не существует никаких стандартов», – сказал директор по конкурентоспособности Renault Тьерри Боллоре.
Но инвесторы не успокоились. Акции Renault с прошлого четверга снизились на 13,79%, европейских конкурентов – от 5,57% (Daimler) до 14,94% (Fiat Chrysler). Закрыть тему можно будет, лишь когда власти Франции объявят итоги расследования и не найдут при этом никаких нарушений. Пока гарантировать этого не может никто.
Для мирового автопрома эпизодические скандалы – уже привычное дело. На сокрытии данных о дефектах помимо Volkswagen ловили также Toyota и GM. Renault удавалось не замараться в скандалах. Тем сильнее могут быть последствия сейчас. Ведь на Францию приходится 21,7% ее глобальных продаж, на Европу в целом – 57%. Помимо прочего это выстрел по будущему. Сейчас Renault позиционируется как пионер (по крайней мере в Европе) в электромобилестроении. Электрокар Zoe выбрал в прошлом году каждый пятый покупатель электромобилей в Европе. Очевидно, компания растеряет изрядно покупателей, если выяснится, что она манипулировала с выхлопами традиционных автомобилей.
Впрочем, и для французских властей ситуация не столь однозначна. Ведь автопром в целом и Renault в частности для них некий фетиш. Не зря правительство увеличивало долю в компании, не зря билось против сокращения рабочих мест. Так что чиновники хорошо понимают опасность ситуации и пока очень аккуратны в выражениях. Можно ведь заставить строго соблюдать экологические нормы и убить свой автопром. Он хоть и создает много рабочих мест, но явно не готов к очередной технологической революции, которой от него хотят европейские бюрократы. А можно спустить дело на тормозах, заставив ту же Renault формально выполнить законы.