Поворот на Восток остается непонятным для граждан
Непоследовательная политика сотрудничества с Китаем не позволяет изжить старые страхиГромкий тезис о «повороте на Восток» грозит стать историей, а россияне до сих пор плохо представляют себе, о чем речь. По данным ВЦИОМа, 47% респондентов не знают сегодня, что сближает Россию и Азию (10% считают, что экономика, по 6% – «борьба против США» и «рыночные отношения», остальные доли еще меньше). Примерно одинаково делятся ответы на другие вопросы. Как может изменить разворот на Восток жизнь в России: сильно (39%), слабо (31%), не изменит (30%). Какой политики следует придерживаться Москве: действовать активнее (22%), такой, как сейчас (37%), следует притормозить (23%).
Да, Китай стал привычнее россиянам, особенно на фоне ухудшения отношений с большинством стран Запада. По данным «Левада-центра», доля считающих Китай союзником выросла в 2013–2015 гг. более чем вдвое – с 20 до 43%. Но чем нам полезен союзник, мы не знаем. Более того, сохраняется традиционное восприятие россиянами Китая как угрозы. 64% респондентов ВЦИОМа опасаются, что результатом активизации сотрудничества будет приток некачественных дешевых товаров, 61% ждет массового наплыва мигрантов, 53% боятся, что Китай будет использовать Россию для усиления своего влияния. Примерно половина опрошенных (44%) опасаются вытеснения мигрантами русского населения из Сибири и Дальнего Востока, 47% эта угроза не страшит.
Результаты опроса показывают, что россияне поддерживают политическое сближение с Китаем, но опасаются связанных с ним повседневных рисков, говорит директор ВЦИОМа по коммуникациям Алексей Фирсов.
Внешняя политика Кремля непоследовательна и конъюнктурна. «Поворот на Восток» не первый в последние годы, до него были декларации 2009 г. после кризиса и 2012 г. накануне саммита АТЭС. Нынешний начался после западных санкций весной 2014 г., отмечает китаист Александр Габуев.
Результаты опроса отражают старые фобии, незнание ситуации на Дальнем Востоке, где китайцев перестали считать угрозой. В России их мало (около 0,5 млн), северо-восток Китая живет богаче нашего Дальнего Востока, его жители в Россию ехать не хотят. Позитивное восприятие Китая и китайцев появится, когда обыватели увидят реальные выгоды сотрудничества двух стран. Но для этого сотрудничество не должно зависеть от сиюминутных геополитических нужд.