Уголовный спецсостав для НДС
Юрист Вадим Зарипов предлагает уточнить статьи УК, по которым преследуется бизнесКак известно, уголовные дела в случае возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета путем обмана возбуждаются по резиновой и потому удобной следователям статье 159 Уголовного кодекса РФ («мошенничество»). Правильно ли это?
В случае возмещения НДС речь не идет о недоплате в бюджет, поэтому уклонения от налогов нет. Наоборот – лицо получает лишнее от государства.
Но в результате применения ст. 159 УК РФ к таким случаям руководители компаний не имеют даже тех немногочисленных гарантий и возможностей, которые предусмотрены сегодня статьями 198–199 УК РФ («уклонение от уплаты налогов»). Надо учесть, что возмещение НДС происходит не только при экспорте, но и при строительстве, значительных вложениях в производство, когда по объективным причинам возникает сумма к возмещению.
Очевидно, что повышенная угроза уголовной ответственности по статье, предназначенной в основном для бытового мошенничества, отнюдь не способствует новым инвестициям и повышению деловой активности.
Предлагаю отказаться от применения ст. 159 УК РФ в случае с НДС, дополнив статьи 198 и 199 УК квалифицирующим признаком «возмещение налога из бюджета путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений» (с соответствующим переименованием названий статей или выделением в отдельную налоговую статью).
В результате:
уменьшается строгость санкций, включая срок лишения свободы;
дело расследуется Следственным комитетом, а не полицией или другими силовыми органами;
появляется минимальный порог криминального возмещения;
появляется возможность освободиться от уголовной ответственности, вернув полученные средства;
появляется возможность раздельно учитывать эти дела в статистике и отслеживать их динамику;
обеспечивается возможность участия налогового органа в расчете суммы возмещения;
исключается предварительный арест и т. п.
Это будет пусть и точечная, но конкретная государственная поддержка российских предпринимателей.
Автор – руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп»