Россия замещает в Сирии Иран
Москва постепенно становится инструментом политики Тегерана и ДамаскаРоссия заменяет Иран в качестве опоры для нынешних сирийских властей. Это может еще больше осложнить отношения с другими странами, воюющими с ИГИЛ (запрещенная в России организация). В конце прошлой недели агентство Bloomberg сообщило о выводе большей части иранских военных из Сирии. В стране останутся от 700 до 1000 солдат и офицеров Корпуса стражей исламской революции, уменьшится и число советников.
Тегеран оставил в Сирии военных советников; по-прежнему действуют там союзные Ирану шиитская милиция и формирования «Хезболлы». Тем не менее частичный вывод иранцев из Сирии означает признание Тегераном неудач последних операций. Снижение непосредственного участия Ирана в боевых действиях создает новые вызовы для Москвы, отмечает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.
Чтобы не допустить ухудшения положения на фронте, России придется поставлять больше вооружения сирийской армии, увеличить число советников и пойти на усиление авиагруппировки. Москва постепенно заменяет Тегеран, поддерживая Башара Асада и проиранские силы, отмечает Леонид Исаев из НИУ ВШЭ. Это выгодно Ирану, вышедшему из-под санкций, но не России.
Одновременно обостряются отношения Москвы с другими членами коалиции. Владимир Путин пригрозил уничтожением всем, кто посягнет на безопасность российской группировки в Сирии (намекая на Турцию). МИД раскритиковал проведенную Саудовской Аравией конференцию сирийской оппозиции и намеченную на 14 декабря встречу «друзей Сирии».
Начиная сирийскую кампанию, Кремль намеревался наладить отношения с Западом, вернуться в клуб великих держав, продемонстрировать выросшую военную мощь и внешнеполитическое влияние. В реальности Россия получила конфликт с Турцией, регулярные упреки Запада и арабских стран. Чтобы сохранить режим Асада, ей приходится наращивать силы в Сирии, увеличивать расходы, возрастает и риск человеческих потерь. Москва все чаще теряет самостоятельную роль в Сирии и становится инструментом Асада и Тегерана, резюмирует Исаев. После ухода Асада России будет крайне сложно удержать свои позиции и найти союзников в Сирии.