Как заставить российский футбол зарабатывать
Государство хочет снять с себя лишнюю «социальную ответственность»Совместное заседание Совета по развитию физической культуры и спорта при президенте и оргкомитета «Россия 2018» прошло в дружественной оптимистичной обстановке. Кроме слабых результатов национальной сборной, хулиганства на трибунах, готовности стадионов к чемпионату мира и очередных намерений разработать стратегию развития футбола собравшиеся обсудили систему финансирования российских футбольных клубов. Владимир Путин сравнил борьбу клубов с борьбой кошельков и попросил сформировать понятную и адекватную систему финансирования.
Российские клубы по размеру зарплат занимают 6-е место в Европе, но по структуре доходов кардинально отличаются от ведущих европейских первенств. По данным UEFA, в 2014 г. 60% средств наши клубы получили от спонсоров. Это самый высокий показатель среди 15 лиг. Зато по доле доходов от продажи билетов, как и по доле от продажи прав на телетрансляции, российская лига глубоко последняя (по 3%).
Многие клубы не слишком заинтересованы в росте собственных доходов из-за того, что являются «крепостными театрами» крупных госкомпаний или региональных лидеров. В тучные годы для региональных властей это могло быть политической инвестицией, для крупных бизнесов – «социальной ответственностью» или статусным потреблением. Рост экономики позволял платить огромные зарплаты российским игрокам, покупать дорогих легионеров и грезить об успехах в еврокубках. Посещаемость стадионов при этом стагнировала, развитием культуры боления никто не занимался, как и популяризацией телетрансляций (на общедоступных каналах чемпионат России не имеет больших рейтингов, платный показ также не стал бизнесом).
В этом году до российского футбола дошел экономический кризис: летом клубы почти не покупали игроков. Похоже, доходы и расходы футбола начинают заботить и власти. Покупка за счет спонсорских средств госкомпаний или бюджетов дорогих футболистов сегодня может раздражать избирателя. Клубам намекают на необходимость перейти к самоокупаемости, титульным спонсорам – ограничить покупки дорогих игроков, а футболистам – умерить аппетиты. Эти меры запоздали, считает гендиректор Spotrs.ru Дмитрий Навоша, учить клубы жить по средствам следовало в 2005–2008 гг., когда доходы от футбола росли.
На совете обсуждались два конкретных предложения: разрешить на стадионах и в трансляциях рекламу пива и брать деньги с букмекеров. Для безубыточности этого явно не хватит.