Российские горожане почувствовали себя бедными
Ухудшение материального положения породит новые практики адаптацииНастроение жителей крупных российских городов ухудшается. Все больше горожан испытывают материальные затруднения и не могут позволить себе прежний образ жизни.
Исследование Финансового университета при правительстве России «Динамика бедности в России по итогам 10 месяцев 2015 года» охватило не менее 2500 человек в каждом из 35 городов с населением свыше 500 000 человек. Выводы таковы. Доля двух наименее обеспеченных групп – тех, кто может себе позволить не больше чем покупку товаров первой необходимости, – выросла с 48 до 54%. Доля тех, кто может купить крупную бытовую технику или автомобиль, напротив, снизилась с 49 до 43% (еще 3% считают, что могут купить квартиру).
Восприятие благополучия – субъективная категория: то, что москвичи или тюменцы называют предметом первой необходимости, воронежцы и рязанцы считают едва ли не роскошью. Тем не менее исследование отражает снижение уровня жизни в стране. Ситуация существенно отличается в зависимости от региона. Особенно быстрый рост субъективной бедности отмечен во Владивостоке (с 44 до 54%) и Тюмени (с 46 до 55%). Жители Волгограда и Астрахани оценивают свое положение хуже всех, бедными себя считают 66 и 65% соответственно.
Снижение уровня жизни подтверждается статистикой. По данным Росстата, число живущих ниже уровня бедности выросло с 18,9 млн в первом полугодии 2014 г. до 21,7 млн в первом полугодии 2015 г. (с 13,1 до 15,1% населения). Реальные располагаемые доходы в первом полугодии 2015 г. составили 95,7% от 2014 г., реальная заработная плата в январе – сентябре 2015 г. – 91,1% от показателя того же периода 2014 г.
Регионовед Наталья Зубаревич считает, что результаты исследования отражают разноскоростное снижение уровня жизни по всей стране. Жители крупных городов, особенно мегаполисов, где выше доля импортных товаров и продуктов, пострадали от кризиса больше, чем обитатели малых городов и деревень, которые получают значительную часть продуктов из собственных хозяйств. Крупные центры индустрии (Уфа, Ярославль, Екатеринбург) и приграничные города (Владивосток) пострадали больше городов аграрного юга.
Если снижение уровня жизни не будет обвальным, оно не приведет к серьезному росту недовольства. Горожане применят новые адаптационные практики (покупка товаров только на распродажах, более дешевых продуктов) и смену потребительской модели, в частности отказ от путешествий за границу, но вряд ли перейдут к активным протестам, резюмирует Зубаревич.
Социологические опросы действительно не показывают роста протестных настроений, для россиян важно, чтобы экономический спад был медленным и постепенным, – они готовы приспосабливаться к более скромной жизни при сохранении ее сложившихся форм.