Как заместить вредное полезным

Кампания по импортозамещению становится самостоятельной отраслью лоббизма

Кампания по импортозамещению продовольствия постепенно становится самостоятельной отраслью лоббизма. Здесь все больше споров и противоречивых инициатив, которые очень сложно привести к единому политически благонадежному знаменателю.

С одной стороны, мы считаем западные продукты некачественными и давим их бульдозером. Здесь уже явное смещение смысла – давим мы их потому, что ввели эмбарго и продукты оказались контрабандными. Но операция по уничтожению еды требует пиаровской поддержки – приходится чиновникам говорить о плохом качестве этой еды. Забота о качестве продуктов продается хорошо, поэтому развивается законотворческая активность по ограничению всего западного в целях оздоровления питания россиян. Возникают проекты по ограничению использования пальмового масла или, например, запрету рекламы фастфуда.

С другой – как-то оказывается, что без западных продуктов снижается потребление и ухудшается качество своих. Известны оценки Россельхознадзора о 25%-ной доле фальсификаций на рынке молочных продуктов. Счетная палата (СП) на днях, рецензируя проект бюджета на 2016 г., написала, что есть риски «неполной компенсации выпадающих объемов импорта продовольственных товаров, запрещенных к ввозу из ряда стран». Для производства необходимого количества некоторых мясных и молочных продуктов, а также сыров недостаточно свободных мощностей. Кроме того, по мнению СП, «потребительский спрос, ориентированный в последние годы на высококачественную продукцию, не может быть удовлетворен за счет потребления российских аналогов с пониженными потребительскими характеристиками». Логично. Но политически не совсем грамотно.

Вроде бы политически грамотно предложение ограничить рекламу фастфуда (продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров), тем более что автор законопроекта – депутат Василий Шестаков, тренер по дзюдо. Проект вполне благонамеренно направлен против западных лидеров рынка. Но российский Минздрав, а также ФАС и Роспотребнадзор дали пока отрицательные заключения на думский законопроект. Чиновников беспокоит то, что принятие такого закона уронит рекламный рынок и может повредить проведению чемпионата мира по футболу 2018 г., среди партнеров которого – Coca-Cola и McDonald’s.

У таких проектов есть свои движущие силы, которых мы можем не видеть. Понятно, что против пальмового масла выступают молочники: масло как сырье дешевле и не требует долгосрочных инвестиционных проектов. Но политическая кампания по импортозамещению требует результатов сейчас, так что у защитников пальмового масла есть шансы. Они проводят пресс-конференцию и убеждают общественность, что масло безвредно в отличие от трансжиров. А производители, например, шоколада увеличивают долю пальмового масла в продукции, поскольку какао-масло становится слишком дорого из-за девальвации.

Россияне тем временем все больше едят в фастфуде, опровергая заключение СП и, вероятно, повышая убежденность в своей правоте депутата Шестакова.