Праздник трудных минут
Праздник народного единства как отражение негативного патриотизмаДесять лет назад Россия впервые отметила День народного единства 4 ноября, который заменил в календаре государственных праздников День Октябрьской революции 7 ноября. Новый праздник отражает представления правящего класса о патриотизме и объединяющей страну идее. Учреждая его, государство стремилось заменить потерявший привлекательность миф Революции, который олицетворял трагическое противостояние между классами и сословиями, новым объединяющим мифом. Государство и православная церковь стремились преувеличить историческое значение окончания Смуты – гражданской войны начала XVII в.
Попытка внедрить новый миф не вполне удалась. Узнаваемость праздника постепенно выросла с 20% в 2006 г. до 55% в 2015 г., по данным «Левада-центра». Но отмечать его собирались всего 22%, при том что 7 ноября осталось праздником для 14%. Тем не менее можно заметить, что в последние два года страна действительно получила объединяющую идею. По данным ВЦИОМа, с 2012 по 2015 г. доля опрошенных, согласных с тем, что в России есть народное единство, выросла с 23 до 54%. Главная причина – «в трудные минуты Россия объединяется».
Поначалу власть заигрывала с ксенофобией и стремилась использовать ее в своих интересах. Молодежные прокремлевские организации устраивали охоту на мигрантов, участники «Русских маршей» и приверженцы антикавказских и антимигрантских лозунгов искренне считали себя патриотами России, не понимая вреда, который они наносят многонациональной и многоконфессиональной стране. В сущности, в первые годы День народного единства с идейной точки зрения был праздником довольно узкой политической прослойки.
Начало противостояния с Западом решило эту проблему. Государственная пропаганда переориентировала ксенофобию с внутреннего врага на внешнего. Демонстрация враждебности и нетерпимости к «бандеровцам», США и Западу, которой подменяют патриотизм, популярна, она одобряется и стимулируется сверху. Число участников «Русского марша» по сравнению с прежними годами на порядок сократилось, зато выросло количество агрессивных лозунгов на официальных мероприятиях в честь праздника. Российский патриотизм всегда был преимущественно негативным (бороться с врагом), чем позитивным (строить страну). Без врага нам гордиться страной тяжело.