Настроить сознание на экспорт
Евгений Касперский о том, что российским IT-компаниям необходимо начать думать и действовать глобальноНаша компания недавно провела небольшое исследование-бенчмаркинг разных стран по удобству ведения разработки программного обеспечения. В нем было использовано 15 переменных, по которым мы их сравнивали, – от стоимости, качества и количества рабочих рук (хотя в данном случае речь идет скорее о мозгах) до налогового режима. И Россия в этом сравнении заняла первое место. У нас вышло, что наша страна – лучшее место в мире для ведения софтверной разработки.
Однако в международных списках крупнейших софтверных компаний традиционно доминируют компании из США, Великобритании, Израиля, Японии и других стран. Россия в таких рейтингах представлена в лучшем случае парой-тройкой названий. Крупных российских компаний, заметных на международном рынке программного обеспечения, может и должно быть гораздо больше.
События конца 80-х и начала 90-х гг. прошлого века стали тяжелым ударом для российской науки и технологий. Экономический коллапс привел к тому, что многие инженеры просто голодали, были вынуждены бросать все и идти торговать на рынке. Мне и нескольким друзьям и коллегам повезло: мы могли заниматься любимым делом в НТЦ КАМИ, под крышей которого создавались первые версии нашего антивируса, хотя доход это занятие приносило нерегулярный. Очевидно, что повезло далеко не всем. Кто-то ушел из профессии и растерял профессиональные навыки. Кто-то уехал из страны.
Уезжали не только программисты, но и химики, биологи, врачи, математики. То, что после этого все равно начали появляться заметные на международном уровне компании, – очень хороший знак. Российские технологии, российская техническая школа смогли доказать свою состоятельность: Россия может быть страной инноваций, технологически продвинутой и передовой в относительно ближайшем будущем. Одна из сфер, в которой мы можем добиваться огромных успехов, – это информационные технологии в целом и разработка программного обеспечения в частности. Стратегическую важность этого задела нельзя недооценивать именно сейчас – в эпоху мировой цифровой революции, диктующей взрывной спрос на услуги IT-отрасли по всему миру.
Развиваться локально, торговать глобально
В настоящий момент огромная часть российского бизнеса по разработке ПО – это «офшорное программирование», т. е. софтверная разработка для иностранного заказчика. Такие компании не создают собственного продукта и не работают с конечными потребителями на международных рынках. Это место в мировой системе распределения IT-труда не является для страны слишком выгодным. Значительная часть созданной добавленной стоимости остается в этом случае у заказчика. Наша стратегическая цель должна заключаться в том, чтобы перейти от субподрядного бизнеса по офшорному программированию чужих продуктов к созданию собственных глобальных брендов.
Казалось бы, в мире многие бизнесы живут исключительно на своих локальных рынках и неплохо себя чувствуют, не думая о международной экспансии. Но в сфере высоких технологий это стратегически проигрышный вариант. Рано или поздно придут глобальные компании, которые в конечном счете вытеснят и убьют ваш бизнес. Чтобы развиваться, надо двигаться на глобальный рынок. Например, «Яндекс». Может ли он развиваться в глобальном масштабе? Может, и он уже это делает, и я уверен, что все у него получится. «Яндекс» стал лидером на российском рынке, потому что у него отличные технологии, потому что у него были интересные инновационные бизнес-идеи и потому что в компании работала грамотная и сильная команда. Это рецепты успеха на любом рынке, не только на внутреннем.
С моей точки зрения, ключевая проблема в том, что российский бизнес не чувствует себя психологически, субъективно комфортно за пределами домашнего рынка. Российские бизнесмены с удовольствием едут отдыхать на Лазурный берег, но при этом не хотят открыть представительство в Париже и начать профессионально торговать своей продукцией во Франции. Есть какой-то страх, ощущение барьера, большой дистанции, культурное непонимание. Видимо, чтобы это изменилось, надо ждать, когда за дело возьмется новое поколение, говорящее по-английски, свободно себя чувствующее за границей, для которого поездка в «Шереметьево» – это обыденность. Возможно, страх, который не дает российским компаниям выходить на международные рынки, – следствие дефицита хорошего бизнес-образования, каких-то особенностей в российской гуманитарной традиции.
Примеры «Лаборатории Касперского», Parallels, Acronis, Luxoft, My.com показывают, что в построении глобального интеллектуального бизнеса нет ничего сверхъестественного.
При этом в сфере информационных технологий возможен сравнительно быстрый прорыв. Во всем мире сегодня молодые компании вырываются в гиганты стремительно, буквально за несколько лет. Так же быстро, впрочем, крупные новаторские компании могут и вытесняться с рынков, терять выручку, клиентов и рыночную капитализацию. Примеров быстрого движения как вверх, так и вниз очень много. Когда-то Motorola была крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов, Netscape Navigator – самым используемым в мире браузером, а Google – студенческим проектом, зарегистрированным в гараже.
Одна из причин этого – высокая скорость инновационной деятельности. Во второй половине ХХ в. драйвером технологических и научных инноваций была военная сфера. У оборонных ведомств были огромные бюджеты, которые позволяли реализовывать «тяжелые» исследовательские проекты, которые, в свою очередь, стимулировали и разработку гражданских технологий – от атомной энергетики до микроволновых печей. Однако в цифровой сфере, как выяснилось, придумывать новые вещи, которые могут менять мир и завоевывать глобальные рынки, могут и небольшие коллективы.
Образование – фундамент успеха
Почему информационные технологии – это область, в которой у России есть серьезные конкурентные преимущества? В первую очередь благодаря системе технического образования, создающей сильных, ярких, креативно мыслящих инженеров. Это касается не только информационных технологий, но и многих других. Российская математическая школа остается, вероятно, лучшей в мире.
Есть мнение, что постепенно ситуация в этой сфере ухудшается, причем не только на уровне университетов, но и на уровне школьной системы. Мне, как выпускнику колмогоровского лицея, это слышать крайне неприятно. Развитие российского среднего и высшего образования должно быть важнейшей задачей для государственной власти, общества и крупного бизнеса. Внимание необходимо уделять и вузам, и всеобщему среднему образованию, и эксклюзивному, и селективному. Целиться надо и в более высокий уровень подготовки учащихся общеобразовательных школ, и в развитие имеющихся специализированных физико-математических лицеев, и в создание новых учебных заведений. Все основания для того, чтобы смело двигаться в этом направлении, у России есть. У нас все еще очень высокая образовательная база в физико-математических дисциплинах.
Главное – действовать глобально
В России можно и нужно строить технологические компании международного уровня, которые, в свою очередь, будут создавать много высокопроизводительных рабочих мест. На уровне страны хорошие условия для бизнеса и комфортной работы обеспечивают такой самоподдерживающийся механизм: большое количество талантливых инженеров помогает развитию софтверных компаний, а наличие на рынке множества сильных компаний означает больше карьерных перспектив для талантливых инженеров.
IT-бизнес не привязан к земле или к активам, которые перевезти трудно или невозможно. Успех на конкретном рынке и географическое расположение напрямую не связаны. Чтобы наши успешные IT-бизнесмены не уезжали, необходимо улучшать образование, бизнес-среду, инфраструктуру, законодательство. Это длинный, а то и бесконечный процесс.
Но сам по себе даже хороший продукт на глобальные рынки не продвигается и по волшебству на них не продается. Чтобы российским высокотехнологичным брендам продвинуться за рубежом, надо заметно поменять мышление именно в сторону экспорта, много работать, но никаких чудес не требуется. Достаточно в каждодневном режиме развивать бизнес именно как глобальный. Надо ездить по выставкам, «светиться», проводить пресс-конференции, искать партнеров, дистрибуторов. И тогда все получится.
Автор – генеральный директор «Лаборатории Касперского»
Цикл «Технологический ренессанс» выходит при поддержке форума «Открытые инновации»