Активы «Разгуляя» расходятся по рукам
Это лишь один из эпизодов битвы за осколки империй бывших лидеров российского АПКПоследние новости о крупнейших российских агропромышленных компаниях напоминают фронтовые сводки – лето 2015 г. для лидеров отрасли выдалось жарким. Государство отказалось спасать обремененные долгами крупные агрокомпании, как в кризис 2008–2009 гг. Тогда многим агрохолдингам – например, «Сахо», «Настюше», «Разгуляю» – удалось договориться с кредиторами и реструктурировать долги, избежав банкротства. Ныне же мы наблюдаем настоящий передел рынка, битву за осколки империй бывших лидеров рынка.
Когда кредиторы подали иски о банкротстве структур агрохолдинга «Иволга» казахстанского бизнесмена Василия Розинова, некогда крупнейшего владельца сельскохозяйственных земель в России, тут же нашлись желающие принять участие в разделе его имущества. Об интересе к землям «Иволги» в Курской области говорили представители крупнейшего в стране производителя мяса «Мираторг»; лидеры сахарного рынка «Русагро» Вадима Мошковича и «Продимекс» Игоря Худокормова присматривались к главному активу «Иволги» – Золотухинскому сахарному заводу.
«Разгуляй» – другой пример. Еще в 2008 г. этот агропромышленный холдинг допустил дефолт по облигациям. Затем дело дошло до смены менеджмента – команду основателя «Разгуляя» Игоря Потапенко заменили выходцы из инвестфонда Avangard Asset Management, которому Потапенко продал часть своего пакета, а позднее акционером агрохолдинга стал его крупнейший кредитор – Внешэкономбанк (у него почти 20% акций). Но, видимо, «Разгуляю», долг которого составлял на тот момент около 30 млрд руб., это помогло не очень.
То ли новым менеджерам оказалось не под силу взбодрить ослабевший организм, то ли ВЭБ раздумал участвовать в проекте, но факт остается фактом – госбанк стал думать, как избавиться от актива. Именно он инициировал дополнительную эмиссию акций «Разгуляя», размещаемых по открытой подписке. Вырученные от нее средства предполагалось направить на снижение долга, который, по словам близких к «Разгуляю» источников, уже превышает 34 млрд руб. (представители ВЭБа и самого агрохолдинга это не комментируют). Другие акционеры «Разгуляя», правда, проголосовали против. Зато непосредственному конкуренту «Разгуляя», холдингу «Русагро», удалось провести в его правление четырех своих представителей, добившись назначения одного из них генеральным директором головной структуры – ПАО «Группа «Разгуляй». На этой неделе «Русагро» направила в ВЭБ уже второе предложение о выкупе долгов «Разгуляя» – после того, как банк ответил отказом на первое.
Компания Вадима Мошковича не единственная, кто претендует на активы «Разгуляя». Самые ценные из них – сахарные заводы в Краснодарском крае, Курской и Орловской областях. Ими интересуется тот же «Продимекс», а также «Агрокомплекс», принадлежащий родственникам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сообщал в середине сентября «Коммерсантъ». Возможно, именно из-за большого количества интересантов ВЭБ и взял паузу. Теперь продавец постарается выбрать лучшего покупателя.