Памятники жесткой силы
Почему Россию оскорбляет демонтаж советских монументов в Восточной ЕвропеРоссия возмущена демонтажом барельефа генерала Ивана Черняховского в польском городе Пененжно, где командующий 3-м Белорусским фронтом погиб в феврале 1945 г. МИД обвинил Польшу в эскалации «войны памятников», невнимании к случаям вандализма на могилах погибших в годы Великой Отечественной войны и потребовал «прекратить вакханалию». Заявления прозвучали в годовщину начала наступления Красной армии на Польшу 17 сентября 1939 г.
Резкие заявления против демонтажа памятников советской эпохи звучат не впервые. Негодование Москвы вызвал перенос монумента Бронзовому солдату в Эстонии в 2007 г., уничтожение памятников Ленину на Украине. Правда, почему-то МИД не протестовал, когда мемориалы погибшим в Великой Отечественной войне разрушали в Узбекистане. Если уж речь зашла об уважении к памяти павших, нам есть чем заняться в России: здесь немало обветшалых памятников, заброшенных кладбищ и незахороненных останков.
Москву оскорбляют такие действия, потому что она продолжает считать советские памятники символом своего культурного влияния в странах Восточной Европы, унаследованной от СССР «мягкой силой». Но, во-первых, никакая это была не мягкая сила. Для поляков Черняховский не только освободитель. Его войска участвовали в разоружении Армии крайовой и содействовали внутренним войскам НКВД в антипартизанских операциях.
Советские мемориалы этим государствам и их народам напоминают не только об освобождении от нацизма, но и об оккупации, о навязывании режимов сталинского типа. Культурное влияние СССР в Восточной Европе развалилось вместе с СССР. К сожалению, оно сохранилось в России.
Во-вторых, судьбу любого памятника в Польше, Эстонии или Германии решают поляки, эстонцы или немцы. Вот, например, власти Берлина приняли решение выкопать голову памятника Ленину (снесен после объединения Германии) и установить его перед крепостью Шпандау как часть городского проекта «Обнародовано. Берлин и памятники».
Если цель Москвы не только пропаганда образа врага, а действительная забота о памятниках, нужно дружить и договариваться. И если поляки, эстонцы или немцы не хотят, чтобы у них стоял милый нам советский памятник, давайте перевезем его в Россию. Примем программу переселения памятников, выделим деньги, территорию. Может получиться неплохой проект для внутреннего туризма.