Эффективность без санкций
Эколог Алексей Книжников и консультант Фарес Кильзие о том, как сократить сжигание попутного нефтяного газа в условиях кризисаС 9 по 10 сентября в Ханты-Мансийске пройдет Форум Глобального партнерства Всемирного банка по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа. Мероприятие, проводимое раз в три года, впервые состоится в России, причем в сложное с точки зрения международной обстановки время. Его центральной темой станет развитие государственно-частного партнерства, направленного на рациональное использование попутного нефтяного газа (ПНГ), а также обмен передовым опытом в этой сфере.
Для российского бизнеса форум интересен перспективой сотрудничества со Всемирным банком (ВБ) и зарубежными компаниями с целью привлечения инвестиций и технологий, необходимых для переработки, а не сжигания ПНГ. Заимствование ресурсов ВБ представляет особую ценность в условиях, когда ряд отечественных нефтяных компаний утратили доступ к международным рынкам капитала. Переработка ПНГ может стать новым элементом бизнес-стратегии тех участников нефтегазовой отрасли, которые планировали реализовывать масштабные проекты в Арктике, но потеряли такую возможность из-за ограничений на экспорт в Россию технических средств, использующихся для глубоководного бурения при освоении шельфовых месторождений. Тем более что под действие западных санкций не попало оборудование, применяемое для повышения эффективности добычи и переработки углеводородов на сухопутных месторождениях.
О том, что переработка ПНГ может быть прибыльным бизнесом, свидетельствует опыт не только зарубежных стран, но и флагманов отечественной газонефтехимической отрасли («Сибур»), применяющих его для получения полимеров (полиэтилен, полипропилен, полистирол, ПВХ и синтетический каучук), из которых затем производятся товары конечного потребления (одежда и обувь, тара и упаковка, бытовая техника и медицинское оборудование). Впрочем, многие компании до сих пор воспринимают ПНГ не как ценный ресурс для нефтехимии, а как обременение, побочный продукт нефтедобычи, наиболее простой способ избавления от которого – факельное сжигание на нефтепромыслах. На это, в частности, указывает тот факт, что Россия на протяжении многих лет является мировым лидером по объему сжигания ПНГ: так, в 2011 г. ее доля по отношению к общемировому уровню составила 26,7%.
В последние годы отечественное экспертное сообщество приняло ряд мер для привлечения внимания общественности к проблеме сжигания ПНГ. В частности, Всемирный фонд дикой природы России (WWF) с 2009 г. регулярно публикует доклад по вопросам рационального использования ПНГ в России. Этой же тематике посвящены международные конференции, которые с 2010 г. проводит группа CREON Energy, ежегодно собирающие ведущих участников нефтегазовой отрасли и представителей федеральных органов власти.
В 2014 г. усилиями обеих сторон впервые реализован рейтинг экологической ответственности отечественных нефтегазовых компаний (в рамках проекта «Здравый смысл»). Рейтинг состоит из трех разделов, оценивающих качество экологического менеджмента (1), уровень воздействия на окружающую среду (2) и степень открытости соответствующей информации (3). По параметру «Уровень утилизации ПНГ» данные за 2013 г. предоставили 11 из 19 компаний, участвующих в рейтинге, – это самый высокий показатель раскрытия информации по критериям раздела 2. Последнее говорит о том, что усилия общественности возымели эффект: большинство компаний стремятся делать данные о ПНГ как можно более публичными.
Важные шаги по стимулированию рационального использования ПНГ предприняло и государство. В ноябре 2012 г. правительство приняло постановление № 1148, установившее штрафные санкции для тех компаний, которые сжигают более 5% добываемого ПНГ. Повышающий коэффициент в формуле расчета платежей за нерациональное использование ПНГ, составлявший в том же 2012 году лишь 4,5, к 2014 г. был поднят до 25. Сегодня приходится констатировать, что эта мера не заставила участников нефтегазового сектора пересмотреть свое отношение к ПНГ: многие из них по-прежнему рассматривают его как балласт, от которого необходимо избавляться. Подтверждение тому – февральское письмо руководителей пяти крупных нефтяных компаний («Лукойл», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Татнефть») с предложением антикризисных мер, одной из которых оказалось снижение коэффициентов расчета штрафов за сверхнормативное сжигание ПНГ.
Что сегодня правительство может сделать для того, чтобы добиться снижения объемов сжигания ПНГ? Во-первых, не смягчать требования к нефтяным компаниям, содержащиеся в выше упомянутом постановлении: кризис не должен служить поводом к снижению экологических стандартов. Во-вторых, отдать функцию статистического учета ПНГ в ведение Федеральной налоговой службы. Для этого необходимо отказаться от нулевой ставки НДПИ на попутный нефтяной газ и ввести чисто символический налог, например в размере 1 руб. на 1000 куб. м. Налоговое бремя такая мера практически не увеличит, зато у компаний будет меньше возможностей для сокрытия данных об объемах добычи ПНГ, ибо тогда контролировать объем добычи ПНГ будут налоговики. Серьезное искажение статистики по ПНГ в России косвенно подтверждается тем, что данные Росстата практически в два раза отличаются от тех, что удается получить с помощью космического мониторинга, осуществляемого силами Глобального партнерства ВБ по сокращению объемов сжигания ПНГ (двукратное расхождение не является характерным ни для одной другой страны, на территории которой ведется добыча природного и попутного нефтяного газа).
В-третьих, стимулировать богатые углеводородными ресурсами регионы предоставлять налоговые преференции и льготы для компаний, вкладывающих средства в развитие газоперерабатывающих мощностей, – именно так сегодня поступает Тюменская область, и ее примеру могут последовать многие другие субъекты РФ. Наконец, в-четвертых, правительство может перенимать зарубежные нормы, регулирующие использование ПНГ. На вооружение может быть взят опыт не только развитых стран Запада, но и развивающихся государств, в том числе республик бывшего Советского Союза. Например, в Казахстане в середине 2000-х были запущены государственные программы по поддержке рационального использования ПНГ. Благодаря этому с 2006 по 2010 г. объем сжигаемого ПНГ сократился более чем в два раза – с 3,1 млрд до 1,3 млрд куб. м, при том что добыча нефти за тот же период выросла на 22,8% (с 64,9 до 79,7 млн т), а добыча газа – на 38,5% (с 27 млрд до 37,4 млрд куб. м). Хотелось бы, чтобы казахстанский опыт оказался востребованным в России. Именно поэтому важно, чтобы в форуме приняли участие не только российские нефтяники, но и представители федеральных министерств и ведомств.
Авторы – руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России; председатель совета директоров группы CREON Energy